Тайна имени
Автор: | Щетина Мария Викторовна |
У музея есть душа...
Нескучные истории
В судьбах художественных произведений есть одна общая, довольно печальная, черта – с течением времени забываются история создания, имена авторов или изображённых лиц. И даже если работа на протяжении несколько поколений бережно хранилась в семье, сведения о ней не всегда бывают верными.
Именно такая ситуация сложилась с небольшим портретом, переданным в музей в 1885 году в дар от жительницы Саратова Юлии Карловны Нейперт. В Инвентарь он был записан как «Портрет пастора Вендериха». Судя по тому, что ей была передана только эта работа, можно предположить, что этот она не была частью большой художественной коллекции, а хранилась именно как фамильная реликвия.
С портрета на нас смотрит человек с правильными чертами лица. Высокий лоб и твёрдый открытый взгляд больших синих глаз производят впечатление человека не только образованного, но и думающего, готового отстаивать своё мнение. Прямая осанка и плотно сжатые губы говорят о характере, твёрдом, не знающем внутренних сомнений и колебаний. Насколько это впечатление соответствует изображённому – сложно сказать. Перед нами – портрет священника, который должен производить на своих прихожан именно такое впечатление – сильного, уверенного в своей правоте и в любой ситуации точно знающего как нужно поступать.
В правом нижнем углу есть подпись художника и дата. Дата читается хорошо – 1724, а вот имя художника до сих пор идентифицировать не удалось, хотя портрет исполнен, без сомнения, искусным, профессиональным мастером.
Попытки найти какую-либо информацию о пасторе Вендерихе долгое время оставались безрезультатными. Попадались крайне отрывочные сведения о Вендерихах и Венндрихах, эмигрировавших в XVII – XVIII веках в Америку из немецких земель во время религиозных войн.
Однако наши поиски всё же увенчались успехом, причём совершенно неожиданным.
На сайтах Рейксмузеума в Амстердаме, а затем и ряда музеев Германии, мы нашли гравированный портрет, практически идентичный нашему. На них изображён пастор Самуэль Урспергер. Большое количество гравированных портретов человека свидетельствует о его широкой известности, можно даже сказать – славе.
И это действительно так.
Самуэль Урлспергер (1685-1772) был одним из самых влиятельных в XVIII веке протестантских богословов. Причём его влияние простиралось не только на Европу, но также и Англию, Америку.
С. Урлспергер активно пропагандировал переселение протестантов из немецких земель в Америку. Он рассматривал это как некое доказательство твёрдости веры человека. Признавая все опасности столь долгого путешествия, предвидя трудности с которыми придётся столкнуться колонистам на новом месте, он говорил, что «если бы эмигранты искали только хорошей жизни, они не были бы верными паломниками».
Требовательным и непреклонным пастор Урспергер оставался и в вопросах, касающихся личной жизни людей, независимо от их положения и состояния. Занимая должность главного проповедника герцога Эберхарда Людвига Вюртембергского, он неоднократно критиковал с церковной кафедры герцога за его недостойное обращение со своей супругой и связь с Вильгельминой фон Гревениц. По распоряжению герцога пастор Урлспергер неоднократно оказывался под арестом, но упорно продолжал свои проповеди. В конечном итоге Самуэль Урлспегер добился своего – фаворитка герцога была выслана из Вюртемберга и лишена всех владений.
Как можно видеть из биографии пастора Урспергера, наше первое впечатление об этом человеке оказалось справедливым.
Но возникает вопрос – откуда взялась фамилия Вендерих?
Одна из дочерей пастора Самуэля Урлспергера, Вильгельмина Доротея, в 1733 году вышла замуж за пастора Георга Вендериха. Недавно нам удалось найти и его портрет. Можно предположить, что в семье были изображения и Георга Вендериха и Самуэля Урлспергера. Со временем «Портрет пастора Вендериха» был утрачен, но его фамилия, более лёгкая для произношения, осталась в памяти.
Каким образом портрет немецкого пастора оказался в Саратове, пока точно не известно, но некоторые предположения мы сделать можем. Двое сыновей Георга Вендериха в разное время переехали в Россию. Один из них служил нотариусом административного суда в Дерпте, другой имел врачебную практику в Москве. Возможно, кто-то из них, уезжая навсегда из родительского дома, взял с собой портрет своего деда, повторим – горячего сторонника освоения новых земель.
Безусловно, изучение «Портрета Самуэля Урлспергера» на этом не завершено: нужно определить имя автора, интересно выяснить, какими путями он оказался у Ю.К. Нейперт,.
Работа с этим портретом ещё раз подтвердила главное правило исследователя – даже, казалось бы, достоверную информацию всегда нужно проверять. И иногда эти поиски приносят совершенно неожиданные результаты.