Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Рождество Пресвятой Богородицы. Православный календарь

Автор:  Пузакова Валентина Александровна

  • Рождество Пресвятой Богородицы. Православный календарь

Православные праздники в иконах и
медном художественном литье
из собрания Радищевского музея

Сегодня, 21 сентября, у православных начинается новый церковный год. Первый двунадесятый праздник в нем — это Рождество Пресвятой Богородицы. В богослужебных песнопениях он называется «началом нашего спасения», так как идет первым по хронологии событий новозаветной истории. Этот праздник приходится на период окончания жатвы, посвященные ему гуляния обычно продолжались несколько дней. На Руси Богородицу всегда особо почитали, называя «заступницей» и «спасительницей». 
 
Согласно писанию Дева Мария родилась в Иерусалиме у праведных Иоакима и Анны, которые, будучи уже в преклонных годах, не имели детей. Принесённая ангелом весть о скором рождении дочери воспринялась ими как чудо. 
 
Сцена Рождества Богородицы зачастую входит в состав праздничного чина иконостаса, а также часто встречается в клеймах житийных икон. 
 
В собрании Радищевского музея находится двухстворчатый складень работы неизвестного мастера. В музее он с 1922 года, а ранее был приобретен в Уральске. Складень представляет собой две миниатюрные деревянные доски, всего 6,5 см в высоту, со сценами Рождества Богоматери и Рождества Христова, вставленные в металлическую раму. Такие небольшие живописные двухстворчатые складни принадлежат к древней византийской литургической традиции. Миниатюрные иконы служили аналойными образами при особых монастырских службах. На Руси иконы-складни из дерева и металла получили широкое распространение в XV–XVI вв. Они были прямоугольной или фигурной формы, состояли в основном из трех, реже из двух створок. Они являлись наперсными реликвариями или моленными иконами с оглавиями (для ношения на шнурке - гайтане). 
 
Складень из собрания Радищевского музея поздний, XIX века. Сцена Рождества Богородицы представлена в классической для таких икон изводе: святая Анна под красным покрывалом лежит на высоком ложе; слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят две женщины с дарами. Справа сидит отец Богоматери, праведный Иоаким. Его фигура появляется на произведениях последней трети XIII века. Он представлен как бы вне помещения, в дверном проеме красных палат. Это сделано не случайно. Согласно этическим нормам Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Однако, согласно веяниям, пришедшим с запада в XVIII веке, когда строгие ограничения в быту стали уходить в прошлое, Иоаким представлен все-таки недалеко от ложа Анны. 
 
Изображение Рождества Богоматери выделяется среди других двунадесятых праздников: в иконе освящаются семейное и бытовое начало — зритель как бы оказывается введённым в семью Иоакима и Анны и становится участником радостного события. Вторая створка складня из собрания Радищевского музея посвящена Рождеству Христову – одному из самых главных двунадесятых праздников. Можно предположить, что данный образ был домовым, призванным защищать и оберегать всех членов семьи.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"