Рождество Пресвятой Богородицы. Православный календарь
Автор: | Пузакова Валентина Александровна |
Православные праздники в иконах и
медном художественном литье
из собрания Радищевского музея
Согласно писанию Дева Мария родилась в Иерусалиме у праведных Иоакима и Анны, которые, будучи уже в преклонных годах, не имели детей. Принесённая ангелом весть о скором рождении дочери воспринялась ими как чудо.
Сцена Рождества Богородицы зачастую входит в состав праздничного чина иконостаса, а также часто встречается в клеймах житийных икон.
В собрании Радищевского музея находится двухстворчатый складень работы неизвестного мастера. В музее он с 1922 года, а ранее был приобретен в Уральске. Складень представляет собой две миниатюрные деревянные доски, всего 6,5 см в высоту, со сценами Рождества Богоматери и Рождества Христова, вставленные в металлическую раму. Такие небольшие живописные двухстворчатые складни принадлежат к древней византийской литургической традиции. Миниатюрные иконы служили аналойными образами при особых монастырских службах. На Руси иконы-складни из дерева и металла получили широкое распространение в XV–XVI вв. Они были прямоугольной или фигурной формы, состояли в основном из трех, реже из двух створок. Они являлись наперсными реликвариями или моленными иконами с оглавиями (для ношения на шнурке - гайтане).
Складень из собрания Радищевского музея поздний, XIX века. Сцена Рождества Богородицы представлена в классической для таких икон изводе: святая Анна под красным покрывалом лежит на высоком ложе; слева внизу — сцена омовения младенца. К Анне подходят две женщины с дарами. Справа сидит отец Богоматери, праведный Иоаким. Его фигура появляется на произведениях последней трети XIII века. Он представлен как бы вне помещения, в дверном проеме красных палат. Это сделано не случайно. Согласно этическим нормам Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Однако, согласно веяниям, пришедшим с запада в XVIII веке, когда строгие ограничения в быту стали уходить в прошлое, Иоаким представлен все-таки недалеко от ложа Анны.
Изображение Рождества Богоматери выделяется среди других двунадесятых праздников: в иконе освящаются семейное и бытовое начало — зритель как бы оказывается введённым в семью Иоакима и Анны и становится участником радостного события. Вторая створка складня из собрания Радищевского музея посвящена Рождеству Христову – одному из самых главных двунадесятых праздников. Можно предположить, что данный образ был домовым, призванным защищать и оберегать всех членов семьи.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!