Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Девушка с розами» из коллекции Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева Республика Казахстан, Алматы.

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна

Автор: 
Сырлыбаева Галина Николаевна

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

В год 150-летия со Дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова на сайте «Новости Радищевского музея» стартовал интернет-проект «Шедевры Виктора Борисова-Мусатова в музеях России и мира», позволяющий представить широкой публике картины мастера, попытаться в виртуальном пространстве собрать произведения, разделённые расстояниями, границами, но объединённые одним именем.

География музейных собраний, хранящих работы В.Э. Борисова-Мусатова, очень широка. Произведения художника представлены во многих музеях России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины. Большинство из них украшают постоянные экспозиции, знакомят зрителя с русским искусством рубежа XIX – XX столетий

Цель проекта – не только показать произведения мастера, но и рассказать историю создания каждой из работ в контексте эпохи, жизни и творчества Виктора Борисова-Мусатова. Мы предоставляем слово коллеге Г.Н. Сырлыбаевой, подготовившей специально для проекта рассказ о картине «Девушка с розами».

Автор: Галина Николаевна Сырлыбаева. Руководитель отдела зарубежного искусства. ГМИ РК им. А. Кастеева. Член Союза художников Республики Казахстан.

В 1962 году коллекция русского искусства ГМИ РК им. А. Кастеева, в те годы Казахская государственная художественная галерея им. Т. Шевченко, пополнилась картиной Виктора Борисова-Мусатова «Девушка с розами» (Холст, темпера. 82х98). Примечательно, что она была приобретена ровно через 60 лет после создания: художник написал её в 1902 году. На картине изображена его сестра – Елена Эльпидифоровна Борисова-Мусатова (1883-1974), героиня многих его произведений. «У Борисова-Мусатова было несколько вдохновлявших его моделей…Но эти реальные женщины … приобретают идеальный неземной облик, становятся символом той самой неуловимой «Вечной Женственности» [1].

Картина поступила, что называется, «из первых рук», непосредственно от сестры художника. Общение сотрудников музея с наследницей продолжалось и в дальнейшем. Для библиотеки в 1966 году ею была подарена одна из первых монографий о художнике (А. Русакова, 1966) с дарственной надписью. В архиве музея сохранилась и переписка с Еленой Эльпидифоровной. В одном из писем (от 16 марта 1964 года) она сообщила, что «Девушка с розами» была написана в имении Зубриловка и рассказала историю создания картины. «Писал (Борисов-Мусатов – Г.Н.) в первую половину дня, а во второй половине, когда спадала жара, он работал возле дома-дворца, где я позировала при спуске с террасы… Мне приходилось долго стоять, я уставала. Когда я почувствовала себя плохо, он привёл меня домой. Я невольно прилегла у туалетного столика, на котором стоял букет роз. Брату понравилась моя непринуждённая поза, и он сделал набросок «Головы» темперой. Вот и вся история этого сюжета». Да, действительно, история незатейливая, очень простая. Но если присмотреться, композиция достаточно продуманная, рационально выстроенная. Естественности в ней меньше, чем представляется на первый взгляд. Да и поза для отдыха не совсем комфортная. В пользу версии о «сочинённости» композиции свидетельствует и наличие фотографии, зафиксировавшей этот эпизод. При сравнении снимка и холста, композиционные различия очевидны. Становится иным и содержание картины. На фотографии, имеющей горизонтальный формат, всё внимание концентрируется на женской фигуре: она в центре композиции и занимает практически всё пространство. Второй «персонаж» – букет роз, отходит на периферию.

В живописной работе всё меняется. На вопрос, кто или что главенствует в картине, ответ не столь однозначный. Параметры холста «стремятся» к квадрату. Появляются «скульптурные» складки ткани слева, повторяющие своей структурой контуры фигуры и как бы закругляющие композицию, делая её статичной и уравновешенной. Букет из роз начинает играть более существенную роль, равную значению женской фигуре, даже вытесняя её вправо. В вытянутую руку сестры художник дополнительно вкладывает две белые розы.

Во многих композициях, во всяком случае, до 1903 года, художник достаточно часто изображает цветок розы. Она везде: в прическах героинь его произведений, на полированной поверхности туалетного столика, в руках задумчивых моделей. «В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода роза занимает ведущее место. Один из наиболее распространенных мифопоэтических образов» [2]. В зависимости от эпохи символика розы менялась, наполнялась различными значениями. Образ этого цветка, особенно розового цвета – становится особенно популярным у художников и поэтов серебряного века – символистов. Вспоминаются произведения М. Врубеля, А. Головина… Хрупкая, нежная с изысканной градацией тончайших оттенков цвета, она олицетворяла «чистоту и целостность», «была символом и знаком надежды, юности, любви». Роза стала своеобразной эмблемой двух уникальных явлений в русском искусстве. Речь идёт о художественных выставках, объединивших небольшой круг символистов – «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907), организаторами которых выступили земляки Борисова-Мусатова – П. Кузнецов и П. Уткин. Роза появляется уже в работах русских портретистов XVIII века – Д. Левицкого, A. Рокотова, В. Боровиковского, как символ красоты, женственности, благородства и духовной утончённости изображённых дам, образы которых оттенялись изысканным цветком, как правило, блёклых оттенков, как бы слегка увядших. Интерес к наследию этих художников как раз и активизируется усилиями журнала «Мир искусства», который на своих страницах пропагандировал культуру и искусство XVIII века, возрождая имена и творчество русских художников, подзабытых к этому времени. И хотя Борисов-Мусатов создал свою условную с точки зрения достоверности историческую эпоху, перекличка с традициями XVIII века несомненна. Роза выполняла функцию носителя лирического чувства, романтически окрашивая событие. В последние годы роза, как некий знак художника, исчезает из его произведений.

#БорисовМусатов150 #БорисовМусатов150

1. Шуманова И., Илюхина У. Пророк и мечтатель //Наше наследие. – №77. – 2006. http//www.nasledie-rus.ru/podshivka/7718.php. Дата обращения 29.04.2017

2. www.symbolarium.ru/index.php/Роза. Дата обращения 13.08.17


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"