Икона Преображение. «Православный Календарь» Православные праздники в иконах и медном художественном литье из собрания Радищевского музея

Автор:  Пузакова Валентина Александровна

  • Икона Преображение. «Православный Календарь»  Православные праздники в иконах и медном художественном литье из собрания Радищевского музея

Православные праздники в иконах и
медном художественном литье
из собрания Радищевского музея

Преображение Господне — любимейший в народе праздник. Неслучайно в России было так много Преображенских храмов, площадей, улиц и деревень. В русской народной традиции этот день также называется Яблочным Спасом, так как в этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов: злаков, винограда или яблок. Преображение входит в число самых главных, двунадесятых праздников, отмечается 19 августа и длится 9 дней. Оно посвящено явлению Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор.

Истоки иконографии «Преображения» восходят к древнехристианскому искусству, когда большую роль играли иносказательные формы изображения библейских сюжетов. Первые известные иконы представляли собой мозаичные панно со сложными символическими композициями. Прототипом всех современных икон «Преображение» считается мозаика, созданная в середине VI века в монастыре Святой Екатерины на горе Синай по заказу императора Юстиниана Великого. На ней вместо аллегорий изображены реальные человеческие фигуры. На Руси «Преображение» известно с домонгольского периода. В иконостасах XVI–XVII веков данная икона становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».

В собрании Радищевского музея находится икона «Преображение» неизвестного мастера второй половины XIX века, которая, предположительно, могла быть написана для праздничного чина иконостаса небольшой церкви.

В центре композиции изображен благословляющий Иисус Христос, парящий над вершиной скалы, символизирующей Фавор. Одежды его, как и положено по канону, белые, а фигура окружена ореолом славы – мандорлой. Мандорла является, по сути, большим нимбом, служащим для указания на особую благодать. По сторонам от Иисуса Христа представлены пророки Илия и Моисей. Их выбор не случаен: как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей – умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира – мир живых и мир мертвых. В нижней части иконы изображены пораженные увиденным, упавшие ниц апостолы Иаков и Иоанн. Только апостол Петр устоял на ногах, в страхе и изумлении взирает он на свершившееся явление. В апостольских позах есть некий аллегорический смысл – они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света. Половину пространства иконы занимают скалы – «горки». В иконографии они имеют четкое духовное значение – символизируют крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности.

Икона из собрания Радищевского музея отличается насыщенным колоритом одежд и фона, а также профессиональной манерой исполнения. Она создана с обращением к иконописным традициям XVII века, которые становились популярными в середине XIX века, особенно в старообрядческой среде. Цветовая гамма, роспись по лузге, вишневый тон оборота, а также двойная отделка по краю доски указывают на принадлежность данного произведения к иконописи Среднего Поволжья.

Икона «Преображение» экспонировалась в составе выставочного проекта «Православные иконы (иконы из церквей г. Саратова и из собрания Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева)» в 2004 году и сейчас её можно увидеть на выставке «Святые лики православия».


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений