Августовские полёты не во сне, а наяву…

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  Заканчивается 26 пленэр в Хвалынске… Конечно, главным событием этого пленэрного августа стала конференция, посвящённая 135-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина. Художники были не только главными слушателями докладов и сообщений конференции, но и принимали деятельное участие в ней, в культурной программе конференции, в дальнейшем обсуждении докладов, а В.А. Мошников – один из «патриархов» хвалынских пленэров выступил с докладом на конференции, в котором обозначил идею целостного подхода в искусстве, в котором органически соединяются, а не отрицают друг друга, академизм, модернизм и постмодернизм.
Из каждого направления художник может взять главное: из академизма - классическую школу, из модернизма - пластическую стройку картины, из постмодернизма - стремление к концептуальности мышления, к диалогу со зрителем. Но соединяться это должно не механистически (т.е. внешне), а через верующее мышление художника, через любовь, и тогда, как говорит В.А. Мошников, «можно говорить о Красоте как об одном из имён Бога, и о порядке и гармонии как основных формообразующих принципах Его миростроительства». Конечно, уровень сознания и мастерства участников пленэров разный: студенты художественного училища или технического университета ещё не всегда владеют академическим методом, на котором в основном строится система обучения в российских художественных учебных заведениях, участники школы пластического формообразования, которую более 10 лет ведёт В.А. Мошников, конечно, демонстрируют другой уровень, они на практике постигают творческий опыт художников пластического метода и не только постимпрессионистов, но и русских художников 1920-1930-х годов, владевших им, в том числе наших земляков П.В. Кузнецова и К.С. Петрова-Водкина, входивших в объединение «4 искусства», которые, обретя отвагу поиска, сохранили редкую свободу от свойственного эпохе левого фанатизма. Многие члены этого объединения «будут двигаться «назад к Сезанну». Они ценили накопленное веками, строгое профессиональное мастерство, фигуративную школу, оплотом которой была система Сезанна. И приверженность сезаннистской живописной системе в 1930-е гг. вновь обретает характер своеобразного «оберега», на основе которой создавался «новый реализм». В Ленинграде хранилась преданность той живописной культуре, которая в начале двадцатых получила неофициальное определение «Ленинградский сезаннизм» безусловным приоритетом коего являлись верность предметному миру и свобода от всякого натурализма, в этой струе, с опорой не только на французскую живописную культуру, но и на национальную древнерусскую традицию, на живопись А.Г. Венецианова, А.А. Иванова, формировалось творчество Павла Ивановича Басманова, из рук которого «патриархи» хвалынских пленэров – В.А. Мошников и П.А. Маскаев приняли эстафету. Владимир Александрович Мошников сам являет и третью - «стратегическую» ипостась целостного подхода, о которой говорил на конференции - он намечает траекторию движения группы.
На просмотрах, которые проходили почти каждый вечер перед отъездом кого-то из участников, два первых направления «целостного подхода» проявились в полной мере: от несколько робких работ студентов до свободных работ постоянных лиц пленэров и школы пластического формообразования, владеющих пластическим языком.
Выделяются работы красноярской художницы Т.Г. Беловой, начинавшей с графики, а сейчас перешедшей к живописи акрилом на бумаге, создающей «радостно-оптимистически-иронические» городские пейзажи или музейные интерьеры, где предмет сведён к простой, обобщённой форме, детали устранены, цветовые контрасты усилены. Её пейзажи, натюрморты и интерьеры всегда несут в себе ощущение свежести, стихийности. Жидкий акрил и работа на бумаге создают ощущение цветного эстампа. Собственно такое же свойство имеют роллинги, выполненные Т.М. и А.В. Степановыми из Екатеринбурга. Они не первый год осваивают эту технику и преуспели в ней, «культивируя» эту технику на уральской почве. Роллинг – это живопись валиками – обычными строительными валиками разных размеров, которыми художники работают акрилом на бумаге. Многослойное наложение краски позволяет создавать тонкие по цвету работы, как абстрактные, так и фигуративные. Они напоминают цветные литографии, Степановы виртуозно владеют валиками, работая как всей его плоскостью, так и торцами, нанося отдельные линии и мелкие детали. Роллинг – техника заразительная, хотя и не всегда предсказуемая. В ней есть та степень спонтанности, магии движения, создаваемого колесом, что хочется самому взяться за валик.
В пейзажах Е.И. Мальцевой целое – улица, силуэты деревьев, пруд, массы зелени – дробятся, словно зёрна в гранате. Она часто обращается к одним и тем же мотивам, но каждый раз их видишь по-новому. Елена Ивановна часто пишет на имприматуре, цвет которой помогает гармонизировать композиции, состоящие из огромного количества цветовых сочетаний, где каждый структурный элемент выделен цветом, усилен соседним – его оттенком, светлотой, насыщенностью. Имприматура и сложный ритм позволяют без приглушения цвета связывать формы этих «зёрен». У Мальцевой есть способность создавать гармонию даже из неряшливого, растрёпанного наложения краски на палитру, которую она потом, удаляя часть краски и усиливая отдельные рельефы и пятна, превращает в новый мотив. Комната в общежитии, где живёт Елена Ивановна во время пленэра, преображается. Кажется, что сам Август поселился в ней, изливая на входящих, как из рога изобилия, зрелые цвета лета…
В новых живописных работах С.С. Лопуховой изменился цвет, его качество и функция: она сочетает зоны, закрашенные цветом с ненагруженным чуть тронутым краской холстом. Впрочем, интенсивность цвета относительна: красочный слой неплотен, холст просвечивает и здесь: мир Лопуховой светел, разрежен и невесом. На одном из её холстов в центре появляется почти белая фигура в прозрачном пейзаже, на которую нисходит световой столб. Формы мазков или «взрывные», динамичные, устремлённые вверх, либо серповидные, склоняющие формы к криволинейности, отчего земля «пузырится», появляется ощущение сферичности пространства. Наряду с живописью Лопухова работала в обычной для себя технике пастели, в размывах пятен которой тот же свет, пронизывающий и одухотворяющий.
Елена Панфёрова приводит предметы и фигуры пейзажа к обобщённой плоской форме, данной силуэтом или непрерывным контуром, колорит при этом сводится к трём-четырём цветам. На её холстах предстают не материальные, осязаемые вещи, но скорее архетипы людей и вещей. У Панфёровой чувствуется стремление создать символический эквивалент душевной текучести, переживаемого чувства. Большая нерасчленённая форма вместе с плоскостностью, протекающим или обобщённым цветом делают камерный жанр монументальным. Есть у неё композиции более дробные, близкие к кубистическим, когда всё пространство холста занята перетекающими формами, в них на первое место выходит задача архитектоники, попытка закрепить пережитое в знаке. Часто в пейзажах появляются люди, чьи обезличенные лики несут нечто универсальное, архаическое - тихую благость настроения.
Очень плодотворно работал В.Н. Морковин, он представил на суд зрителей многочисленные рисунки и живописные работы. Он «ткёт» свои композиции или из мелких цветовых частиц, либо пастозных прямоугольных мазков. Из них художник строит плотные ритмические структуры: из изящных росчерков прямоугольных мазков создаётся лаконичный образ города. Круг его мотивов постоянен в течение многих лет, но увлекательно наблюдать, как от работы к работе идёт обобщение формы, когда пишется натура, но она видится только как организация пятен.
Взгляд художника перемещается от конкретного фрагмента городского пейзажа к отстранённому образу города, увиденному с высокой точки, от частного - к общему, от глаза – к парению духа. Морковин идёт от ощущения природных явлений: шелеста, свежести, плавности, текучести, освещения. Часто один и тот же мотив он пишет в разных состояниях. Иногда в его работах появляется геометризация, но не строгая, а с ориентацией на «природную геометрию».
Любопытно сравнить работы нескольких участников пленэра, пишущих один и тот же мотив, например, старые кирпичные купеческие мельницы, стоящие недалеко от общежития. Сколько пленэристов разных возрастов писали этот мотив за эти годы! В этом августе Е. Полёхина, В. Морковин и С. Золина почти с одной точки писали эти красные здания, но какими разными они получились: у Е. Полёхиной - вязкая световая среда, выполненная мастихином, свет, присутствующий на заднем плане пронизывает передний план; у Морковина – контраст тёплых и холодных цветов, попытка уйти от «многословия» к живописной и пластической самоценности; бархатистая текстура пастели С. Золиной сообщает цвету глубину, заставляя его мерцать и пульсировать, делая поверхность листа одновременно и плоскостью и пространством.
Для Ивана Краснобаева, архитектора по образованию, притягательной является историческая купеческая застройка города. Его листы, выполненные пастелью, предназначены для подробного рассматривания. Он часто работал на цветной бумаге, писал ночной город, где лунный свет или электрический свет уличных фонарей выхватывает отдельные архитектурные детали, делая улицы города таинственными, немного сказочными. В некоторых живописных работах Краснобаева есть импрессионистичность: пространство в них строится на приглушённых, сближенных, почти пастельных тонах, а иногда его живописные работы, где он стремится к сохранению картинной плоскости, более декоративны: пишется натура, но она уже видится через организацию пятен. Леонтьева Анна с Хвалынском познакомилась много лет назад, ещё школьницей, когда приезжала с мамой – художницей Натальей Леонтьевой, и уже тогда она обращала на себя внимание завсегдатаев пленэра сосредоточенностью на работе, целеустремлённостью и неплохими результатами, а сейчас она студентка 3 курса Суриковского института. В этом августе Анне удалось недолго поработать, но её листы, выполненные пастелью, выдают большой диапазон: она одинаково хорошо работает как с цветом, где гармония достигается без приглушения, без доминирующего цвета или цветовых отношений – но особым мастерством цветовой композиции, сложнейшим ритмом, так в сближенных тонах, добиваясь благородной и изысканной гармонии.
Небольшие работы Алёны Хватовой – студентки кафедры дизайна Саратовского технического университета выполнены мастихином с большим количеством белил, которые делают работы перламутровыми, а пространство слоистым. Пока это небольшие пейзажи, но в них чувствуется большой потенциал, позволяющий ждать в дальнейшем от Алёны хорошей творческой реализации.
Конечно, невозможно обозначить тенденции, проявленные в работах каждого из многочисленных участников пленэра, и за пределами статьи остаётся сама атмосфера встреч, обсуждений, совместных трапез, которые и делают все августы, проведённые в Хвалынске художниками, одним бесконечно длящимся днём. И даже тогда, когда они разъезжаются по городам и весям страны, невидимые нити этого дня связывают их в пространстве и времени. Здесь искусство становится главным средством диалога, связи между людьми. Неслучайно, одним из главных событий этого августа стал спектакль «Картина», поставленный народным театром-студией «Эксперимент» по одноактной пьесе В. Славкина Заслуженным работником культуры РФ режиссёром С.Е. Колпаченко, сыгравшим главную роль в спектакле. В пьесе речь идёт о любви, которая начинается тогда, когда человек (в пьесе – художник) преодолевает эго, начинает расти над ним в сторону другого – вот в этом и есть, наверное, главный итог пленэрной хвалынской жизни.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений