Программа «Острова» в гостях у К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • Программа «Острова» в гостях у К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске
Только что в Хвалынске на родине художника завершила работу конференция «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох», но юбилейный год продолжается, и к 135-летию со дня рождения мастера программа «Острова» телеканала «Культура» приступила к съёмкам фильма «Кузьма Петров-Водкин».
Режиссёр фильма Андрей Судзиловский, сценарист Александр Искин. В основу фильма положены письма художника к матери и жене, которые он писал в течение всей жизни, освещая в них не только событийные моменты, но и делясь творческими замыслами, рассуждая «о времени и о себе». Да, К.С. Петров-Водкин – огромный остров, но остров оторван от материка, он одинок. У Кузьмы Сергеевича было особое одиночество – одиночество наедине с миром. Он обнимал собой всю Вселенную. И он всегда протягивал руку зрителю, перекидывал мосты со своего «острова» к материкам. Надеемся, что в будущем фильме этот ключевой момент его жизни и творчества будет проявлен.
Два дня творческая группа в лице редактора-консультанта Татьяны Плещёвой, оператора Евгения Тимохина и инженера Сергея Красноцветова снимала интерьеры дома-музея К.С. Петрова-Водкина на улице Ленина (бывшей Дворянской), куда и шли письма художника к матери. Стараниями хвалынцев сохранён не только полубревенчатый дом, но некоторые надворные постройки начала 20 века. Невозможно представить «сферическую» перспективу Петрова-Водкина без окружавших его хвалынских ландшафтов, поэтому группа снимала с западных холмов «городок в табакерке», коим представляется в основном одноэтажный Хвалынск, затерявшийся в центре «амфитеатра меловых и песчаных гор». Ну а как в августе проехать мимо яблоневых садов со знаменитым бархатным анисом?! О нём художник написал в своей автобиографической повести «Хлыновск»: «…наши яблоки – это не какая-нибудь антоновка тамбовская, ту хоть кирпичом колоти, хуже не будет, - наш фрукт нежный: анис, например, бархатный…». На Поповой горе группа встретилась со статным «красным конём», со стаей гусей, проявивших любопытство к столичным незнакомцам. Тут же паслись козы, без которых трудно было представить хвалынский пейзаж во времена Петрова-Водкина. Ведь и в доме его матери были козы с козлятами – частые «натурщики» художника.
Ну, и конечно Волга, хотя и не такой её запомнил Кузьма Сергеевич, теперь она превратилась в необъятное водохранилище, поглотившее некогда знаменитый Сосновый остров напротив города, но солнце неизменно восходит над Волгой и окрашивает золотом её воды, а вечером бархатный и необъятный свод неба всё так же, как и во времена художника, «делается проницаемым и ритмизует кровь с полётом земли».
Съёмочная группа увозила с собой не только снятые материалы, но и запахи Хвалынска, запахи детства художника – яблок, Волги, полыни, мёда… Хочется надеяться, что они сумеют донести их до зрителя.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений