«К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох»

Автор:  Анашкина Елена Эдуардовна
Малёнкин Юрий Петрович

  • «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох»
Нынешний год – год 135 летнего юбилея нашего великого земляка Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. И хотя день рождения художника отмечается 5 ноября, но юбилейные конференции проходят в августе, когда в Хвалынске проходят ежегодные пленэры и численность населения города возрастает за счёт многочисленных гостей, приезжающих полюбоваться окрестными пейзажами.  В соответствии с многолетней традицией, Министерство культуры Российской Федерации, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Хвалынский художественно-мемориальный К.С. Петрова-Водкина (филиал музея им. А.Н. Радищева), Администрация Хвалынского муниципального района 9 – 11 августа организовали и провели VII научную конференцию «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох».
VII научная конференция. Хвалынск. 09-11.08.2013
Данная публикация предваряет цикл статей, посвященных итогам вышеуказанной конференции.
КОНФЕРЕНЦИЯ
Нынешний год – год 135 летнего юбилея нашего великого земляка Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. И хотя день рождения художника отмечается 5 ноября, но юбилейные конференции проходят в августе, когда в Хвалынске проходят ежегодные пленэры и численность населения города возрастает за счёт многочисленных гостей, приезжающих полюбоваться окрестными пейзажами. В соответствии с многолетней традицией, Министерство культуры Российской Федерации, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Хвалынский художественно-мемориальный К.С. Петрова-Водкина (филиал музея им. А.Н. Радищева), Администрация Хвалынского муниципального района 9 – 11 августа организовали и провели VII научную конференцию «К.С. Петров-Водкин и мы: искусство на сломе эпох».
Форумы подобного рода проводятся каждые пять лет на родине Петрова-Водкина в Хвалынске, и каждый раз в нём участвуют десятки специалистов из ведущих художественных музеев нашей страны.
Ощущение праздника и взволнованно-торжественный настрой участникам и гостям конференции передался ещё до начала официальной части конференция (которая проходила в большом зале городского дворца культуры города), когда в фойе ДК перед ними необычайно ярко и задорно выступил ансамбль народной песни «Хлыновцы».
Проникновенно и особой теплотой со сцены зрительного зала дворца с приветственным словом к собравшимся обратилась Т.В. Гродскова, Генеральный директор Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева. В частности, она сказала:
«… Интерес к творчеству Петрова-Водкина, городу Хвалынску возрастает с каждым днём. И это, наверное, не случайно. Провидец Петров-Водкин зрил в будущее. Он жил в своё время, но в нём изначально присутствовало особое внутреннее ощущение многомерности мира, его устремлённости в будущее. И это дала ему Хвалынская земля…
… Провидцев-художников не много.… Ощущение Петровым-Водкин планетарности мира, стремление к чему-то новому, высокому, недостижимому вдруг обрело в наш век свою осязаемую завершённость и целостность, когда новые информационные технологии и мультикультурные процессы необычайно сблизили народы, страны и целые континенты на нашей прекрасной планете Земля».
Участников и гостей конференции также приветствовали: Заслуженный художник России К.В. Худяков, председатель Поволжского отделения Российской академии художеств действительный член и член президиума Российской академии художеств Президент Творческого союза художников России, И.В. Кузьмина, глава Хвалынского муниципального района, В.И. Бородина, Заведующая Хвалынского художественного-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина.
Далее, в строгом соответствии с программой конференции, вниманию участников и гостей юбилейного форума были предложены выступления и доклады маститых искусствоведов и действующих художников по тематике конференции. Заслушивание докладов заняло два полноценных днях (9 и 10 августа). При этом широко использовались необходимые мультимедийны средства.
Главное на форумах подобного рода - это возможность услышать, сопоставить и осмыслить различные - порой новаторские и спорные - точки зрения на неисчерпаемое творчество Петрова-Водкина.
Подробный анализ прозвучавших на конференции докладов и сообщений выходит за рамки данной публикации. Ибо – это предмет серии статей, которые Хвалынский художественно-мемориальный К.С. Петрова-Водкина планирует разместить в последующем на сайте музея им. А.Н. Радищева.
Здесь же вкратце отметим то новое и существенное, что, по нашему мнению, выделяло VII конференцию из ряда предшествующих Петрововодкинских юбилейных форумов:
1. Противопоставление нынешней сознательной десакрализации человеческого тела, сужения зрительского восприятия наготы человека до эротического аспекта в работах художников, изображению обнажённого тела в работах Петрова-Водкина, понимаемого как воплощение двуединства и целостности христианских категорий «плоти» и «духа», в чём он был «наследником по прямой» А.А. Ивановна (доклад С.С. Степановой).
2. Работа К.С. Петрова-Водкина в области театрально-декорационного искусства, эскизы декораций и костюмов к неосуществлённым постановкам «Бориса Годунова» и «Братьям Карамазовым», ранее не публиковавшиеся эскизы к «Орлеанской Деве», «Дневнику сатаны». Влияние на театральную сценографию первой половины XX века театральных работ К.С. Петрова-Водкина, сотрудничество с В.Э. Мейерхольдом (доклады Н.П. Хмелёвой и М.В. Липатовой).
3. Доминирующей темой сразу нескольких выступлений участников конференции (доклады С.Я. Кагарлицкой, Л.Н. Вострецовой, С.А. Шляпниковой, Н.П. Голенкевич) явился системный и комплексный анализ художественных традиций школы Петрова-Водкина – через творчество его многочисленных учеников и последователей.
4. Новое слово в осознании особого пространства Петрова-Водкина – роль зеркал в картинах Кузьмы Сергеевича и его современников как отражение мира и мир отражений (доклад Л.Л. Правоверовой).
5. Парадоксы современной интерпретации творчества и эстетики Петрова-Водкина на «сломе эпох» в контексте противостояние пост-модернизма (или шире – неолиберализма) и традиционализма в визуальном искусстве (доклады В.А. Петрова и Г.П. Климовой).
6. Открытие ранее неизвестного полотна Петрова-Водкина «Пейзаж на Сене» и обоснование авторства художника (доклад В.И. Бородиной).
7. Воссоздание исторических деталей творческих поездок художника в рамках проекта «География К.С. Петрова-Водкина (доклады А.В. Перегородовой, Е.Э Пондиной, С.В. Белозёровой, В.И. Бородиной).
8. Хвалынские пленэры и Саратовская школа пластического формообразования – как возвращение к традициям и переосмыслению творческого наследия Борисова-Мусатова и Петрова-Водкина (доклады В.А. Мошникова, Т.М. Степановой, И.С. Похазниковой, Е.С. Платоновой).
ТРИ СЧАСТЛИВЫХ ДНЯ НА РОДИНЕ К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА (Культурная программа)
Научные конференции, посвященные творчеству К.С. Петрова-Водкина и проводимые на родине художника в Хвалынске Саратовской области, помимо традиционных чтений всегда включают обширную культурную программу. Сотрудники художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина организуют для участников форума экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством художника. Эти экскурсии помогают понять и почувствовать исследователям живую связь работ Петрова-Водкина с Хвалынском, где он «получил запасы образов, запасы семян родины».
Участники конференции посетили Черемшан, где двенадцатилетний Кузьма наблюдал за работой икононописца Варсонофия, насельника Успенского старообрядческого мужского монастыря. У черемшанского пруда в 1903 году работал В.Э. Борисов-Мусатов над эскизами к «Изумрудному ожерелью». По дороге на Черемшан, недалеко от современного санатория «Родник», располагалась дача-мастерская Петрова-Водкина Красулинка, построенная по проекту художника в 1914 (не сохранилась).
Чтобы насладиться чувством свободного полета над поворачивающейся вокруг оси планетой и соединить эти впечатления с впечатлениями от картин Петрова-Водкина «Мать» (1913), «Полдень. Лето», «Смерть комиссара», участники поднялись на холмы в окрестностях Хвалынска. Картина «Фантазия» (1925) всплывала в их памяти во время путешествия на пароме по Волге вдоль хвалынского берега.
Важнейшие события программы конференции – посещение дома-музея художника и картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина. Неподдельный интерес искусствоведов вызвали его малоизвестные ранние работы, подлинные вещи художника, старинные иконы местного письма, произведения друзей Петрова-Водкина – хвалынских художников Л. Радищева, В. Орехова, И. Елатонцева, Г. Платонова.
Побывали участники конференции и на заповедных тропах национального парка «Хвалынский», насладились неповторимым вкусом родниковой воды, пробивающейся сквозь толщу меловых пластов. Экскурсовод национального парка И. Чувашкина угостила всех гостей сочными яблоками из собственного сада.
10-11 августа в рамках конференции проходил конкурс – фотомарафон «Один день Хвалынска». На конкурс принимались фотографии, сделанные в течение суток фотолюбителями старше 18 лет. Жюри в составе заведующей музеем К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородиной, художника и искусствоведа из Екатеринбурга А.В. Степанова и члена Союза журналистов РФ Н.Титова просмотрело более ста работ четырнадцати авторов. 36 фотографий были отобраны для презентации «Один день Хвалынска», показанной на церемонии подведения итогов конкурса. Авторы семи лучших снимков были награждены памятными призами. Книги об искусстве фотографии и о творчестве К.С. Петрова-Водкина получили С. Перфилов, А. Платонов, В. Бороздин, Н. Зотова, Н. Платонова, Г. Перекальская, Т. Степанова.
11 августа в Хвалынском городском дворце культуры состоялся премьерный показ спектакля народного театра-студии «Эксперимент» из г. Энгельса «Картина» по пьесе В. Славкина. Режиссер-постановщик, руководитель театра-студии С.Е. Колпаченко исполнил роль Гостя, а А.Башкиров выступал в роли Хозяина. Сценографию спектакля исполнил Заслуженный художник РФ В.А. Мошников, участник объединения «Хвалынские пленэры». Спектакль прошел с большим успехом, по его окончании состоялось обсуждение, в ходе которого затрагивались важные вопросы развития искусства, роли художника в современном обществе.
В течение трех дней конференции её участники жили чрезвычайно насыщенной жизнью, они успели посетить дом художницы-дизайнера И.Барягиной, старинный купеческий особняк, в котором она создает частный музей хвалынского быта, а также галерею «Надежда» самобытной наивной художницы Н.П. Федоренко, познакомились с творчеством хвалынского поэта и композитора А. Кирьянова, получили в подарок графические работы екатеринбургского художника А.В. Степанова (к 135-летию Петрова-Водкина он сделал 135 рисунков). В отзывах большинства гостей звучало восхищение богатством культурной среды небольшого провинциального городка, признания в любви к Хвалынску и мечта вернуться сюда еще не раз.
ПОСТСКРИПТУМ
К сожалению, это первая петрововодкинская научная конференция, в которой не приняла участие его дочь, Елена Кузьминична Дунаева – всегдашний «ангел-хранитель» всех предшествующих конференций.
Но и на этот раз она была среди нас, и имя её многократно и взволнованно звучало в выступлениях и неформальных дискуссиях участников нынешней конференции.
И ещё. На одной из итоговых встреч доктор искусствоведения Светлана Степановна Степанова произнесла следующие слова, которые, пожалуй, как нельзя точно и ёмко характеризуют притягательную атмосферу петроводкинских конференций и самого Хвалынска как неизменного места их проведения: «Здесь мы вдруг перестаём быть «умниками», маститыми искусствоведами и художниками, здесь мы сбрасываем «защитные маски мегаполисов» и возвращаемся к себе, к своей изначальной естественной человеческой сути».
Конференция, бесспорно, удалась – как с точки зрения новизны и научной ценности заслушанных докладов, так и в плане организации и проведения самого форума. Об этом свидетельствуют многочисленные электронные письма и SMS сообщения практически от всех участников VII конференции, присланные в адрес Хвалынского художественно-мемориального К.С. Петрова-Водкина. Здесь мы ограничимся строками одного из писем: «… Мы все вернулись в Москву и по дороге с такой признательностью и радостью вспоминали дни, проведенные в Хвалынске, что решили сразу вам написать о переполняющих нас чувствах. У вас совершенно замечательный город, а главное – люди. Вы собрали удивительный коллектив, такой профессиональный и душевный. От всей души благодарим вас за приглашение и радушный приём!»

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений