Цветы - остатки рая на земле. Живопись из собрания Игоря Аскасева

Автор:  Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

  • Цветы - остатки рая на земле. Живопись из собрания Игоря Аскасева
Дата мероприятия:  31.07.2020  —  06.09.2020
Стоимость билета:  от 100 до 150 руб.

Спросили про цветок любимый у меня.
Вы что, смеетесь?
Будто бы возможно
Из тысячи любимейших предметов
Назвать наилюбимейший предмет.

И вообще,
Задумывались вы
Над сущностью цветка?
Для нас, людей,— любовь,
А для травы иль дерева — цветенье.

Владимир Солоухин

Наверное, очень сложно найти художника, невосприимчивого к нежной и хрупкой красоте цветов. Но сам выбор цветов, манера их изображения очень многое говорят и о самом мастере: его видении и чувствовании, пристрастиях и характере.

На выставке представлены более пятидесяти цветочных натюрмортов из собрания Игоря Аскасева, созданных нашими прекрасными саратовскими художниками разных поколений, разных творческих ориентаций и устремлений, в которых авторское «я» заявило о себе в полный голос.

Радость и восторг перед чувственной красотой природы, влюблённость в неё обострённо ощутима в композициях Виктора Чудина, обладавшего удивительным даром воспринимать жизнь как дар, жизнь как чудо. Все элементы изображения восприняты художником как цветовые компоненты общей пространственной среды, наполненной солнечным светом, который передан точно найденными отношениями цветовых пятен.

Экспрессивны, напряжённы по цветовому и эмоциональному звучанию работы Татьяны Хахановой и Людмилы Маханьковой, Рашида Салямова и Татьяны Желниной, Романа Мерцлина и Юрия Сурина, Натальи Моисеевой и Юрия Пашкина. Перед нами – сгусток чисто эмоционального и колористического впечатления от мотива, цветовой отклик на него, стремительное движение цвета навстречу художникам, в котором предметы угадываются в ансамбле живописного целого. Но экспрессивность живописи в этих композициях возрастает не столько за счёт цвета, но и за счёт ритма эмоциональных прикосновений кисти, точно попадающих в общий колористический строй.

Эти темпераментные, страстные композиции вступают в диалог с нежной, умиротворённой и мягкой живописью Рифада Батаршина; с аналитически-выверенными, зашифрованными, «знаковыми» композициями» Андрея Ванина, Вадима Орлова и Олега Михайлова; с просветлённо-лирическими картинами Павла Маскаева и Татьяны Мошниковой, в которых едва ощутима зыбкая граница между действительным и кажущимся. Словно бы вбирая в себя дыхание небесной синевы, материально-нематериальная среда созданного художниками пространства, обладает своим неповторимым колоритом. Цвет, чаще всего чистый, порой затаённо-нежный, с поразительной чуткостью уловленный авторами, придаёт предметам небесную лёгкость, освобождая их от обыденной прозаичности. Очень тонки и ассоциативны связи между предметами в работах Владимира Мошникова. Предмет и среда предстают как нечто единое, связанное общим ритмом, общей гармонией, создающей ощущение единой пластической структуры.

Наполнены «живой» радостью, декоративно-выразительны, красочны и близки эстетике народного искусства работы Ольги Бабенковой и Алексея Карнаухова. Задышал, завибрировал, превратился в предмет эстетического созерцания каждый цветок на картине Валентины Медведкиной.

Не броская, эффектная, а непринуждённо-чуткая красота – в композициях Марии Милавиной и Натальи Леонтьевой. Сдержанная гармония передаёт теплоту авторского отношения к мотиву, тихую влюблённость в него. Художники словно разговаривают полушёпотом о сокровенном, пробуждая в душе зрителя воспоминания, вызывая ассоциации.

Иоанн Кронштадский говорил, что цветы – остатки рая на земле. Но для нас, зрителей, ценность самих цветов является лишь предпосылкой ценности их образов, художественных превращений, в которых проявляется творческая сущность мастера, его субъективность.

Выставка откроется в режиме ограниченного посещения.
За всеми изменениями следите на сайте музея.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений