Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

К. С. Петров-Водкин "Две девушки". "Выставка одной картины"

  • К. С.  Петров-Водкин "Две девушки". "Выставка одной картины"
Музей К.С. Петрова-Водкина, филиал Радищевского музея в г. Хвалынске, с 9 августа по 29 сентября 2013 года в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет работу К. С. Петрова-Водкина «Две девушки».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) выступил как мастер, художественные идеи и образный язык которого поражали ошеломляющей новизной. Этот художник аккумулировал высокие достижения европейской классики: увлечение мастерами эпохи итальянского Возрождения наслоилось в его творчестве на глубокие национальные истоки – от северной иконы до Венецианова.

Петрова-Водкина справедливо называли «фресковым живописцем». Зрелые работы выдают его стремление к декоративно-монументальному воссозданию повседневности. Его искания шли в сфере, где бытовое перерастает в бытийное. Он сумел уже к началу 1910-х годов достичь впечатляющих результатов, получивших признание передовой художественной критики.

«Две девушки» (1915) – вариант картины «Девушки на Волге» из собрания Третьяковской галереи, которая справедливо считается одной из вершин искусства Петрова-Водкина. Вновь обращаясь к образам, уже однажды воплощенными в картине, он стремится уйти от известной идилличности, внести в облик своих героинь черты земной весомости, живой характерности. В «Двух девушках» преобладающим становится ощущение ясности и покоя, какой-то особенной внутренней просветленности. Художник избегает здесь и жанровой трактовки темы, устраняя повествовательный смысл происходящего, заметно усиливая впечатление монументальности.

Эта картина производит впечатление цельной, законченной композиции. Она не кажется фрагментарной, хотя и воспроизводит в значительном увеличении центральную группу персонажей «Девушек на Волге». Изменившийся масштаб изображения способствует монументализации: стройные девичьи фигуры, выдвинутые вперёд, заполняют собою почти всё пространство. Размытая синь огромной реки, свободно перетекающая в бездонную голубизну неба, зелёная полоска дальнего берега – и только: пейзажный фон созвучен общему настроению. В ясности и продуманности композиции обнаруживается одна из существенных черт Петрова Водкина – стремление к строгой художественной логике. Две девушки, данные крупным планом, четко вырисовываются на фоне реки. Упругие гибкие линии не только очерчивают и моделируют фигуры, но также обнаруживают лёгкое ритмическое движение. Плавная напевность линий, очерчивающих изящные фигуры девушек, вступает в противоречие с напряженной контрастностью цвета. Колорит картины построен на энергичном противопоставлении горячих и холодных цветовых плоскостей. Цветовыми полюсами является темно-голубой, почти синий, и красный, оттенка старинных домотканых рубах. Мажорные цветовые созвучия создают настроение светлой праздничности и особой фресковой торжественности. Даже сама манера письма с равномерно втёртой холст краской, дающей матовую поверхность, как бы имитирует живописные приёмы стенописи в станковой картине.

Работа «Две девушки» пронизана духом возвышенного лиризма. Художник находит духовную сущность и торжественную значимость момента в божественной прелести крестьянских девушек, в естественной грации и гибкой силе их молодых тел. Их лица полны жизни, но лишены персональной неповторимости. Видовое, собирательное, типизированное здесь явно преобладает над особенным, случайным. Поэтический ореол рождает строгость внутренней чистоты и настроение спокойной сосредоточенности. Покоряющая непосредственность и здоровая сила образов проступает в форме обобщенной условности. И это становится наглядной и ёмкой зрительной метафорой, с помощью которой совершается возведение обычной натуры на пьедестал нравственно-эстетического идеала.

Секрет современности монументальных исканий Петрова-Водкина в смелом сопряжении полярных образных планов, в противоборстве и глубоком единстве обобщенного и остро характерного. В монументальной пластике и покоряющей женственности Петрова-Водкина оживает строгая и величавая торжественность фресковой живописи Древней Руси. Петров-Водкин здесь классичен в самом высоком и современном понимании этого слова. Ибо этот художник-новатор верен великой живописной традиции.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры