Проект «Открытые фонды». «Веджвуд. Английское совершенство. Дар А. Н. Зизина»

Автор:  Довгаленко Анна Сергеевна

  • Проект «Открытые фонды». «Веджвуд. Английское совершенство. Дар А. Н. Зизина»
14.07.2020  —  31.01.2021
Телефон:  (8452) 26-16-06, 26-28-55
Стоимость билета:  от 100 до 150 руб.
ЦЕНЫ НА БИЛЕТЫ

Выставка «Веджвуд. Английское совершенство. Дар А. Н. Зизина» представляет самый крупный и значимый дар, преподнесенный Радищевскому музею в XXI веке. Переданное саратовским коллекционером Анатолием Николаевичем Зизиным собрание предметов декоративно-прикладного искусства насчитывает 241 произведение и охватывает более двух столетий — с конца XVIII по начало XXI века. Основу коллекции составляют изделия всемирно известной компании «Веджвуд». 

Произведения фирмы «Веджвуд» всегда высоко ценились в России, но по сравнению с изделиями других прославленных европейских керамических производств они достаточно редки в нашей стране. В настоящее время серьезными коллекциями «Веджвуда» обладают только крупные центральные музеи, такие как Государственный Эрмитаж, музей-усадьба «Кусково», Государственный Исторический музей. Благодаря дару Анатолия Николаевича Зизина Радищевский музей отныне входит в этот список. 

История компании началась в 1759 году с открытия Джозайей Веджвудом I (Josiah Wedgwood I, 1730-1795) собственного производства в Берслеме (графство Стаффордшир). Веджвуд очень быстро стал одним из самых успешных и прославленных керамистов Великобритании. Имя Дж. Веджвуда стало нарицательным, а его деятельность, бесспорно, является важным этапом в развитии мирового декоративного искусства. 

Большинство предметов, представленных на выставке, выполнено из яшмовой керамической массы (jasperware, jasper), изобретенной Джозайей Веджвудом в 1775 году после многочисленных экспериментов. Техника двухслойной яшмовой массы позволяет создавать произведения с белым рельефом на матовом цветном фоне, которые очень похожи на античные камеи, вырезанные из полудрагоценных камней, в том числе и из природной яшмы. 

Коллекция, поступившая от А.Н. Зизина, включает уникальные произведения, выполненные по моделям ведущих скульпторов и керамистов Европы, а также посуду, предметы быта: чайные пары, столовые приборы, шкатулки, вазы, хьюмидоры (ёмкость для хранения сигар), подсвечники, декоративные тарелки. 

Настоящим шедевром можно считать уникальную вазу, изготовленную около 1800 года, с изысканным, тонким рельефным орнаментом «Бегущий антемион», необыкновенно популярным во второй половине XVIII столетия. Диковинками кажутся утратившими свою функциональность в настоящее время подсвечник с колпачком для тушения свечи, ресивер для сбора волос, спичечницы.

Придумывая мотивы декора и форм, художники компании «Веджвуд» обращались к античному наследию. Многофигурные рельефы часто посвящены мифологическим сюжетам. Они напоминают фризовые композиции с различными шествиями и жертвоприношениями. 

Большинство рельефов, украшающих изделия, были разработаны еще при жизни Джозайи Веджвуда I известными английскими мастерами. Одним из них был Джон Флаксман (John Flaxman, 1755-1826), знаменитый скульптор, художник и гравер. К наиболее известным пластическим композициям Джона Флаксмана можно отнести барельеф «Танцующие оры». В коллекции он представлен на плакетке и вазе из черной яшмовой массы. Композиция была разработана в 1778 году по античному артефакту II – I вв. до н. э., привезенному в Англию из Палаццо Боргезе. В 1802 году рельеф был обновлен и несколько изменен другим талантливым скульптором-керамистом Уильямом Хеквудом (William Hackwood, 1753 - 1836), автором портретных медальонов и рельефных композиций.

Кроме создания самостоятельных произведений, Уильям Хеквурд, как правило, переводил в объем графические эскизы художниц-любительниц сотрудничавших с фирмой Дж. Веждвуда. Сентиментальные темы и манера исполнения, характерная для их творчества, как нельзя более соответствовала духу времени. Кроме того, все они были именитыми персонами, поэтому тиражирование их работ служило рекламой для компании и способствовало продвижению продукции. Самыми известными были Эмма Кру (Emma Crewe, работала с 1778 по 1818) – дочь хозяйки салона вигов Анны Кру, леди Диана Боклерк (Lady Diana Beauclerk, 1734 – 1808) – дочь третьего герцога Мальборо, леди Элизабет Тамплтаун (Lady Elizabeth Templetown, 1747 - 1823) - фрейлина королевы Шарлотты, баронесса. 

Умение соединить аристократичность, утилитарность, простоту и изысканность всегда выделяло произведения Веджвуда среди других керамических производств. Эти черты можно заметить и в произведениях XX века.

Во второй половине XX столетия компания «Веджвуд» следуя традициям, заложенным основателем – высокое качество продукции, добротность, изящность, неизменно прекрасный вкус и технический прогресс – продолжала выпуск предметов по ранним образцам, а также внедряла новые технологии и формы в производство.

Характерными примерами подобного подхода можно считать хьюмидор из трехцветной яшмовой массы, украшенный «узором из квадратов», и вазы с контррельефом из капсульной коллекции. 
 
Важным направлением для компании стало изготовление коллекций к юбилейным историческим датам и современным событиям мирового значения. Подобные изделия выпускались ограниченным тиражом. Примером могут служить плакетка, выпущенная к серебряному юбилею царствования королевы Великобритании Елизаветы II, чайница и медальоны, изготовленные по случаю бракосочетания наследника британского престола принца Уэльского Чарльза и Дианы Фрэнсис Спенсер.

Безусловным украшением выставки является копия Портлендской вазы выполненная из черной и белой яшмовой массы. Первая реплика памятника античного декоративного искусства была выполнена на фабрике «Этрурия» в 1789 году и считалась одним из величайших технических достижений мастеров Джозии Веджвуда. 

Преподнесенная в дар коллекция А. Н. Зизина поражает своим богатством и разнообразием форм, типологий изделий, их широким временным диапазоном и высоким качеством. Представленные произведения позволяют всем посетителям музея познакомиться с историей и изделиями из яшмовой массы всемирно известной английской керамической компании «Веджвуд».

Дополняют выставку вазы датского фарфора Королевской мануфактуры и частного производства Бинга и Грендаль, поступившие в музей из собрания семьи Зизиных в память о супруге Анатолия Николаевича Галине Васильевне Зизиной. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений