Автор:  Богатырева Ольга Анатольевна

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на улице М. Горького – одно из великолепных произведений церковной архитектуры Саратова, неизменно привлекающее к себе сотни паломников и туристов. Возведенный в 1883 году по проекту знаменитого саратовского архитектора Алексея Марковича Салько (1838-1918), храм Покрова, как и многие другие сохранившиеся до наших дней старейшие архитектурные сооружения, во многом определил узнаваемый облик Саратова, некогда столицы Поволжья.
Удивительная история храма: его возникновение, разрушение и возрождение, - завораживает. А побудила ее вспомнить одна необычная находка.

Вот уже почти четверть века в архиве Радищевского музея хранится графический альбом художника Николая Александровича Белавина (1912-1993), состоящий из 24 отдельных листов-эстампов. Художник был частым гостем города Саратова, проводил здесь летние месяцы и был знаком со многими представителями саратовского духовенства, в том числе с Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (1923-1993). Сопровождая владыку Пимена в его рабочих поездках, художник путешествовал по епархии и делал зарисовки городских и сельских храмов, с которых позднее создавал офорты и автолитографии.

Альбом Радищевского музея, названный автором «Возрожденные храмы Саратовской епархии», был составлен Н.А. Белавиным в последние годы жизни (1991-1992) из графических работ разных лет и предназначался знакомым в качестве дара. Действительно, почти все храмы, запечатленные художником, сейчас имеют статус действующих. Однако в течение нескольких десятков лет, вплоть до начала 1990-х годов, вследствие антирелигиозной государственной политики, многие из них находились в запустении, некоторые были переоборудованы под различные нужды населения: становились амбарами, плодоовощными хранилищами и так далее. Переданные в ведение церкви, чаяниями верующих они постепенно стали восстанавливаться. На этом трудном пути огромные усилия были приложены Архиепископом Пименом, в чьем опубликованном дневнике отражены радение и волнение за судьбу каждого переданного епархии храма.
Ярким примером подобного возрождения и стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, которому посвящен один из листов альбома, выполненный в смешанной технике офорта и акватинты. Небольшое по размеру изображение напоминает рисунок акварелью. В слегка размытых линиях и пятнах трудно угадываются очертания храмового здания без купольных завершений и колокольни, которые были снесены в 1931 году. Это иллюстрация одного из печальных и длительных периодов в его судьбе. Еще раньше, в 1929 году, храм был закрыт. С 1930 года в нем располагалось студенческое общежитие Саратовского планового (экономического) института, затем с 1970-х годов мастерские саратовских художников. Возможно, благодаря этому здание храма не подверглось уничтожению, хотя роспись внутренних стен была значительно утрачена. В таком виде он просуществовал до 1992 года, пока не был передан церкви. Чудом уцелевший в перипетиях истории Покровский храм несколько раз реставрировался, а с 2008 года вместо белых стен и голубых куполов стараниями настоятеля храма Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина приобрел новый, уже ставший привычным праздничный облик в красно-бело-золотой гамме.
Запечатлев унылое здание в далеком 1983 году, художник Н.А. Белавин разглядел и почувствовал в сохранившихся храмовых стенах его красоту и величие, предвосхитил «чудесное возрождение» храма Покрова Пресвятой Богородицы. А мы, благодаря замечательному офорту из Радищевского музея, еще раз перелистали некоторые забытые страницы истории нашего любимого города.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений