«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

Автор:  Ступина Ангелина Сергеевна - заведующий сектором

  • «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

Наступило лето. В это время как никогда хочется вырваться из душного пыльного города на природу. По выходным улицы пустеют – жители разъезжаются по дачам. Дачный отдых с его неторопливым укладом даёт прекрасную возможность отрешиться от повседневной рутины и погрузиться в спокойное, размеренное существование. Солнечные дни и длинные вечера, близость леса или речки, ароматы трав и цветов успокаивают душу и настраивают на особое поэтическое восприятие окружающего мира. Прелести дачной жизни с её нехитрыми развлечениями – купанием, чтением, рыбалкой – отражены в произведениях классиков русской литературы: А.П. Чехова, А.И. Куприна, А.М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Набокова, В.П. Катаева.

А сколько прекрасных картин и этюдов было создано во время летнего отдыха русскими художниками! Сколько интересных замыслов созревало и выплёскивалось на полотна! Практически все написанные в летний период картины отличаются звучной силой красок и особым жизнеутверждающим настроением. В поисках внутренней гармонии и новых творческих стимулов живописцы стремились провести тёплые летние месяцы вне городской суеты.

В коллекции Радищевского музея есть немало работ, вдохновлённых летней природой и вольным времяпрепровождением на дачах, в деревнях и старых усадьбах. Мы предлагаем вашему вниманию небольшой цикл подборок русской живописи и графики конца XIX– начала XX веков из музейной коллекции, связанных с местами летнего отдыха художников. В первой части представляем дачи в картинах из музейной коллекции.

Основатель Радищевского музея Алексей Петрович Боголюбов повидал немало стран и городов на своем веку. Он жил в Петербурге, Париже, Москве. На этом этюде художник изобразил маленькую подмосковную дачу, принадлежавшую не его первой супруге Надежде Павловне Нечаевой. Внимание зрителя привлекает скромный деревянный домик с мезонином в три окна и белёной кирпичной трубой. С левой стороны к дому пристроена веранда, на которую ведёт высокое крыльцо с перилами. По заросшему дворику бродят петухи и куры, а у штакетника замерла одинокая фигурка одетой в белое платье дамы под зонтиком. Ослепительное солнце резко разделило двор на светлую и тёмную половины, заострило силуэты теней на выцветшей крыше и обшарпанных стенах. За заборами высятся деревья с густыми раскидистыми кронами, а над всем этим тихим, уютным мирком голубое бездонное небо.

Пейзаж был написан в 1877 году, спустя почти десятилетие после смерти супруги художника. Пережив тяжёлую утрату, Боголюбов не прерывал связей с родственниками Надежды Павловны. Возможно, эта работа создавалась как воспоминание о прежнем семейном счастье. Маленький этюд Боголюбова своим камерным настроением и раскованной техникой созвучен исканиям художников последней трети XIX столетия. Он близок по настроению «Даме в саду» Эдуарда Мане и не менее известному «Московскому дворику» Василия Поленова.

Дача А.П. Боголюбова и Н.П. Нечаевой выстроена в классическом стиле и напоминает крошечную копию старой усадьбы. Совсем по-другому выглядит дачный домик на этюде, принадлежащем кисти П.Н. Боева. Пётр Николаевич Боев в начале XX века был директором Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища. Он преподавал живопись и рисование. В музее хранится несколько этюдов художника. На этой работе изображена одна из загородных саратовских дач. Заросли винограда почти до самой крыши заплели стены и окна изящной деревянной постройки. Хотя сам домик почти не виден в зелёной массе, но можно разглядеть украшенный ажурной резьбой фронтон и открытые галереи. Во дворе бушуют цветы, между цветниками проложены посыпанные гравием дорожки, на одной из которых расположилась садовая статуя амура. В конце позапрошлого столетия появилось великое множество подобных дачных домиков. Как правило, это были нарядные строения из деревянного бруса с резными наличниками, просторными балконами и открытыми галереями. Их воспел на страницах своих мемуаров Константин Алексеевич Коровин. Он писал: «На приволье… строили дачи. И какие дачи! Из сосны, с резьбой, финтифлюшками. ….. Эти дачи были как новые игрушки… В даче пахло сосной, из лесу и из сада неслись ароматы цветов и сена». Более ста лет назад на окраинах российских городов стали вырастать целые дачные посёлки, состоявшие из лёгких летних домиков.

Такие дачные застройки можно увидеть на одном из пейзажей уроженца Саратова А.И. Савинова. В начале прошлого столетия Александр Иванович Савинов получал художественное образование в Академии художеств, но почти каждый год в летние месяцы он возвращался из Петербурга на свою малую родину. Его влекли волжские просторы и живописное местоположение Саратова. Савинов любил бродить с этюдником по городским окрестностям, забираясь на высокие холмы и спускаясь в заросшие буераки. В 1907 году он написал картину «Дачные места под Саратовом», где изобразил примостившиеся на склонах аккуратные дачные домики и простирающиеся на горизонте бескрайние приволжские дали. Этот величественный пейзаж очень близок по настроению описанию дачного посёлка в одном из рассказов И.А. Бунина: «Дачи в садах тянулись и направо и налево... С горы открывался обширный вид на восток, на живописную низменность… Синеватые леса темнели по долине… А вдали широко и ясно разливался по небу оранжевый свет зари …»

Начиная с последней трети позапрошлого века, желанным местом для летнего отдыха и постоянного творческого паломничества становится крымское побережье. Сюда приезжали за вдохновением Г.Г. Мясоедов и А.И. Куинджи, К.А. Коровин и В.Э. Борисов-Мусатов. Многие хотели обустроить собственное жильё на лоне экзотической южной природы и покупали земельные участки под дачи. На небольшой акварели В.Д. Дервиза изображён залитый солнечным светом крохотный дачный домик. Владимир Дмитриевич Дервиз был родственником знаменитого художника Валентина Серова, вместе с ним учился в Академии художеств. В 1910-е годы он стал членом кооперативного товарищества, которое занималось постройкой дачного посёлка в урочище Батилиман на южном берегу Крыма. Здесь находились дачи известных писателей, актёров, учёных и художников. Местность была гористая и неудобная для строительства, но необыкновенно живописная. Деревянный домик с плоской крышей и небольшим навесом на столбиках поднят на высокий, сложенный из каменных глыб фундамент. Фасад почти полностью скрыт за ветками сосны. Рядом с дачей и кривоватыми деревцами проходит крутая каменистая тропа. Она теряется в зарослях, над которыми высятся скалистые зубцы горного кряжа и безмятежное южное небо. Этот живописный уголок природы описан в романе писателя Е.Н. Чирикова «Зверь из бездны»: «Здесь, в глухом уголке Крыма, где по скалистым… склонам… прилепилось несколько домиков … было так удивительно спокойно... Казалось, что, как и в далёкие старые годы, здесь все еще течет мирное, беспечно ленивое время... Какое это счастье — жить в уединённом белом домике с колоннами и видеть, слышать и говорить только с близкими людьми». Акварель В.Д. Дервиза написана в беспокойные 1930-е годы, но в ней тоже есть ощущение как бы вневременного существования, особой гармоничной взаимосвязи человека и окружающей природы.

Имеющиеся в музейной коллекции дачные пейзажи, созданные художниками в конце XIX – начале XX века, наполнены неизъяснимым внутренним светом и уютом. Они скромны и непритязательны только на первый взгляд, но за каждым стоит отдельная удивительная судьба или история.

Продолжение следует


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений