Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Вот так начнешь изучать фамильные портреты… О счастливых семьях и неудачных браках

Автор:  Жукова Александра Васильевна - заведующий сектором

Семейное счастье в роду Разумовских и не только

Осматривая приехавшую из ГИМа выставку «Аристократический портрет», невольно предаешься размышлениям о прихотливости и хрупкости такого предмета, как семейное счастье. И как здесь не вспомнить Льва Николаевича, который был глубоким знатоком этого вопроса, ведь и правда, «все счастливые семьи похожи друг на друга», а вот несчастные….

В качестве красноречивого примера обратимся к матримониальной истории героини одного из портретов, встреченных нами на выставке. Это, пожалуй, самый необычный портрет, поскольку героиня – Анна Петровна Шереметьева (1744–1768) изображена в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны, в котором участвовала в первой русской придворной карусели (вид конного состязания), состоявшейся летом 1766 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В пышном придворном празднестве юная графиня «славно отличилась в римской кадрили», за что получила именную золотую медаль. Современники находили Анну Петровну прелестной: «очаровательная женщина, имела небольшие черные глаза, смуглое оживленное лицо, маленькие, тонкие, красивые руки».

Внучка фельдмаршала, богатейшая невеста империи, фрейлина императрицы, графиня блистала в свете, на балах и в домашних спектаклях.

Среди множества поклонников самым влиятельным был граф Никита Иванович Панин (1718-1783), приближенный к трону вельможа, он, будучи уже не молод, пламенно влюбился в яркую барышню. Отец невесты, Петр Борисович Шереметьев дал согласие на брак, начались приготовления к пышным свадебным торжествам.

Домашнему художнику Ивану Аргунову был заказан свадебный портрет Анны Петровны. Но за несколько дней до свадьбы … невеста заразилась черной оспой и умерла. Долгое время ходили упорные слухи, что озлобленная соперница подложила в табакерку - подарок жениха, кусочек материи, зараженной оспой. Безутешный Панин так больше не женился. А на портрете появилось траурное покрывало и цветок вместо свадебной вуали.

Удивительно, но в роду Шереметьевых все мужчины были счастливы в браке, взять хотя бы родителей несчастной Анны, Петра Борисовича и Варвару Алексеевну Черкасскую, или всем известную историю любви брата Николая Петровича и Полины Жемчуговой, которая, вопреки всему, завершилась счастливым супружеством. Но судьбы женщин из рода Шереметьевых, увы, несмотря на их знатность, красоту и несметное богатство, складывались драматично. Вспомним многострадальную Наталью Борисовну, тетку Анны, супругу казненного Ивана Долгорукого. Или вот судьба родной сестры – Варвары Петровны Шереметьевой (1750-1824).

Нежная романтичная Варенька Шереметьева была выдана за графа Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822), старшего сына последнего гетмана Малороссии и племянника фаворита Императрицы Елизаветы Петровны. Брак был заключен родителями молодых, любви и привязанности между супругами так и не возникло, они прожили вместе нелегких 10 лет и остальное время жили раздельно. Некоторые современники сочувствовали мужу, считали, что судьба свела его «с женщиной богатой и красивой до старости, но очень вздорной и довольно ограниченного ума». Она не разделяла научных увлечений мужа, не блистала в свете, не управляла многочисленными имениями, а «была женщиной простоватой и робкой, беспомощной и нерешительной, суеверной и богобоязненной». Другие осуждали Разумовского за вспыльчивый нрав и тяжелый характер, считали его виновным в скандальной ситуации.

Справедливости ради, следует признать, что среди всех высокомерных сыновей гетмана Алексей был наибольшим снобом, он был чрезвычайно разборчив в знакомствах и закрыт для окружающих. Его гордыня и раздражительный нрав привели к тому, что он изгнал из дома свою супругу Варвару Петровну Шереметеву, кроткую и безответную женщину, когда она надоела ему своей «простотой». Графиня оставшуюся жизнь жила отдельно и одиноко в своем московском доме, куда к ней приезжали ее дети – Петр, Кирилл, Варвара и Екатерина. У графа тем временем была многолетняя связь с дочерью своего берейтора М.М. Соболевской, от которой у него было 9 детей, получивших дворянство и фамилию Перовских по названию поместья Перово.

Любопытно, но судьбы сыновей от нелюбимой Шереметьевой сложились плачевно, один стал игроманом, другой и вовсе попал в лечебницу для душевнобольных. Тогда как рожденные в любви дети Перовские стали достойными людьми, Лев Алексеевич был военным, занимал пост министра внутренних дел и уделов, Василий Алексеевич исполнял обязанности генерал-губернатора в Самаре и Оренбурге. Алексея Перовского потомки знают как литератора, который писал под псевдонимом Антония Погорельского, автора знаменитой сказки «Черная курица, или подземные жители». Дочь Анна стала матерью писателя Алексея Константиновича Толстого, его соавторы по Кузьме Пруткову двоюродные братья Жечужниковы были сыновьями Ольги Перовской, другой дочери графа Разумовского. Личность Алексея Разумовского многогранна и противоречива, ему было дано превосходное образование, в заключение которого молодой аристократ совершил путешествие по европейским странам. Перед ним на родине открывалась блестящая карьера, однако граф Алексей не был расположен к длительной службе, на короткое время он проникался новой деятельностью, проявляя знания и способности, затем при столкновении с интригами и несправедливостью по отношению к себе подавал в отставку. Три раза он покидал службу и снова призывался новым монархом ко двору, вершиной его государственной деятельности было назначение Министром народного просвещения в 1810 году. В этом качестве Разумовский зарекомендовал себя с лучшей стороны, за годы его министерства было открыто множество новых гимназий, училищ, приходских школ, улучшено преподавание, налажен контроль за качеством обучения. Наконец, при его личном содействии был основан знаменитый Царскосельский лицей, при московском университете была организована первая кафедра славянской словесности.

Кроме того, Имя Алексея Разумовского вошло в историю русских естественных наук, его истинной страстью были растения, у себя в Горенках граф создал уникальный ботанический сад. Занятия ботаникой как нельзя более соответствовали замкнутому характеру Разумовского, он удалился к себе в усадьбу и занялся строительством дома и оранжерей. Горенки постепенно заслужили известность как научный центр, где были собраны сотни экзотических растений со всего мира, граф поддерживал на свои средства исследования, экспедиции в труднодоступные места. В усадьбе были собраны единственные в своем роде гербарии, атласы, книги, все это позже стало достоянием Петербургского ботанического сада и служит ученым до сих пор.

Семейную привязанность к разведению садов унаследовал младший брат Алексея граф Лев Кириллович Разумовский (1757-1818), чей портрет кисти Боровиковского служит украшением экспозиции Радищевского музея. У себя в имении Петровское-Разумовское он устроил одним из первых зимний сад, в свой роскошный парк он пускал на гулянье всю прилично одетую публику. Позже образцовое имение было выкуплено у владельцев в казну, и там была размещена Петровская земледельческая академия, названная позже в честь академика К.А. Тимирязева.

В отличие от старшего брата семейная жизнь Льва Кирилловича была наполнена нежностью и любовью, их брак с Марией Григорьевной (1772-1865), урожденной Вяземской, был безмятежным, хотя начало семейной жизни Льва Кирилловича было весьма скандальным. Мария Григорьевна была первым браком замужем за князем А.Н. Голицыным, человеком без твердых принципов, княгиня была глубоко несчастна в браке, особенно, когда заметила благосклонное к ней отношение со стороны Льва Разумовского, который ей тоже нравился. Эта взаимная симпатия не имела бы никакого продолжения, если бы не удивительный даже для этого богатого сенсациями времени случай.

Однажды во время карточной игры с Разумовским страстный игрок Голицын проигрался и поставил на кон свою супругу, Лев Кириллович выиграл, после чего начался бракоразводный процесс в семье Голицыных. Через некоторое время граф обрел счастье с Марией Григорьевной, ставшей графиней Разумовской, с князем Голицыным супруги сохранили дружеские отношения, он часто навещал их в Петровском. Подобная ситуация шокировала светское общество, новый брак долго не признавали, поддержка неожиданно пришла от самого императора, который на балу у Кочубея пригласил Разумовскую на полонез, назвав ее новым титулом – графиней. По словам внучки Марии Григорьевны, Лев Кириллович окружал супругу «таким утонченным вниманием, от которого бабушка чувствовала себя вполне счастливой, так протекло шестнадцать лет самой светлой жизни, любви и полного согласия».

Далее наши раздумья о семейных союзах связаны с судьбами двух дочерей Алексея Разумовского и Варвары Петровны Шереметьевой – Варвары и Екатерины и их потомков. Старшая – Варенька (1778-1864) была в младенчестве отлучена от матери, все свое детство она провела под опекой тетушки по отцу, графини Прасковьи Кирилловны, в замужестве Гудович. Образование Варвара Алексеевна получила домашнее, но весьма отменное.

В 1802 году живая, остроумная, энергичная, всегда веселая Варенька вышла замуж за внука фельдмаршала Репнина, князя Николая Григорьевича Волконского (1778-1845), родного брата декабриста – генерала Сергея Волконского. Это был традиционный для аристократической среды брак, обговоренный заранее отцом и дядею, но неожиданно и счастливо для молодых он перерос в пылкую взаимную любовь. Вскоре молодой супруг стал наследником титула и фамилии своего знаменитого деда, а княгиня Варвара Репнина-Волконская стала фрейлиной и даже подругой императрицы Елизаветы Алексеевны.

Николай Григорьевич сделал блестящую карьеру боевого генерала и государственного деятеля, его верная супруга всегда была рядом, как когда-то в 1805 году, когда после Аустерлица князь раненым попал в плен к французам. Что же сделала Варвара Алексеевна? Она храбро явилась в лагерь неприятеля и сказала, что не уйдет оттуда даже под угрозой расстрела и будет ухаживать за мужем сама, она была так убедительна, что ей позволили остаться при раненых русских. О ней было доложено императору Наполеону, но тот в ответ лишь улыбнулся, и махнул рукой, пробормотав: «Завидую этому русскому!» и настоял на личной с ним встрече. О чем говорили французский император и русский плененный князь, осталось их личною тайной, но вскоре Н. Г. Репнину была возвращена свобода.

В залах Радищевского музея мы можем встретиться с дочерью Николая Григорьевича и Варвары Алексеевны – Елизаветой Николаевной Репниной-Волконской (1817-1855), в замужестве Кривцовой. Вопреки традиции княжна вступила в брак с Павлом Ивановичем Кривцовым (1806-1844), представителем небогатого и не столь знатного дворянского рода, видимо, повинуясь взаимному чувству. Ее избранник был превосходно образованным и подававшим блестящие надежды молодым дипломатом, знакомство их состоялось в Риме, где проходила служба Павла Ивановича. «Кривцов бывал очень часто у нас в Риме, — вспоминала сестра Елизаветы, — и играл с папа в шахматы. Вскоре я заметила, что его весьма занимает моя сестра Лили. Позже она мне призналась, что отвечает ему взаимностью». Свадьба состоялась в ноябре 1837 года во Флоренции, в семье Кривцовых было двое детей - Ольга и Николай. В дальнейшем Павел Иванович стал камергером, первым советником русского посольства в Риме и попечителем русских художников в Италии. Поддерживал начинающие дарования, занимался закупками произведений итальянского искусства для русского двора. Был хорошо знаком с А.С. Пушкиным, князем П. А. Вяземским, И. С. Тургеневым и Н. В. Гоголем.

Роскошный портрет Елизаветы Николаевны, который встречает нас в одном из залов нашего музея, был заказан знаменитому живописцу Винтерхальтеру во время пребывания четы Кривцовых в Европе. Затем картина вместе с владельцами прибыла в Россию, а позже она находилась у дочери героини портрета – Ольги Павловны Кривцовой-Орловой, в знакомом нам имении Отрадино, откуда и поступила в собрание Радищевского музея.

На выставке «Аристократический портрет» Елизавету Николаевну ждал бы весьма приятный сюрприз – она встретила бы свою родную тетушку Екатерину Алексеевну Уварову (1783-1849). Дочь графа Разумовского – Екатерина Алексеевна, младшая сестра Варвары Репниной-Волконской, была весьма разборчивой невестой, затем прислушалась к своим мыслям и чувствам и сделала свой выбор, как оказалось - счастливый. Графиня Екатерина Алексеевна Разумовская избрала из числа многочисленных женихов не самого аристократичного Сергея Уварова за его ум, познания и строгий взгляд на жизнь, резко отличавший его от "золотой"петербургской молодежи", и не ошиблась, Сергей Семенович Уваров стал одним из самых известных государственных деятелей николаевской эпохи. Графиня Уварова изображена на портрете с фрейлинским шифром – она состояла при императрице Елизавете Алексеевне, была, как и сестра Варвара, весьма близка с ней. Всю жизнь, оставаясь преданной супругой и нежнейшей матерью четверых детей, Екатерина Алексеевна активно занималась благотворительностью, возглавляя Патриотическое общество, созданное императрицей в 1812 г.

Граф Уваров с юности был серьезно увлечен античной историей и литературой, став автором многих научных исследований, но постепенно молодой ученый направляет свой интерес и талант на обустройство образования в родном Отечестве. В 1818 году, в 32 года, граф становится Президентом Санкт-Петербургской Академии наук, которую он и возглавлял до конца своей жизни. За время его президентства при академии были созданы многие музеи - Азиатский, Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический. При царе Николае Павловиче Уваров становится не только Министром Просвещения, но творцом идеологии «официальной народности». Триада – Православие. Самодержавие. Народность. – стали воплощением русской монархической доктрины на долгие годы.

Портрет сына четы Уваровых также находится здесь, на выставке, это портрет молодого человека в студенческом мундире Петербургского университета - Алексея Сергеевича Уварова (1825–1885), который продолжил научные увлечения отца и стал известным историком и археологом. Исследователь российских древностей, один из первых археологов в стране, Уваров стал основателем Московского археологического общества и Исторического музея. Самое интересное, что не только его ученая стезя вызывает восхищение потомков, но и удивительный брачный союз, который был подарен Алексею Сергеевичу судьбой.

Здесь же в соседних залах находится и торжественный портрет кисти Константина Маковского, на котором изображена красивая строгая уверенная дама – графиня Прасковья Сергеевна Уварова (1840–1924), урожденная княжна Щербатова.

Юная Прасковья Щербатова родилась в очень знатной и образованной семье, в атмосфере любви, свободы, искусств и наук.

Восемнадцатилетняя покорительница мужских сердец, веселая и искрометная, настолько впечатлила молодого Толстого, что именно она стала прототипом Кити Щербацкой из «Анны Карениной». Но на ухаживания писателя Прасковья не ответила, предпочла юного интеллектуала Уварова, в неполных девятнадцать лет княжна вышла замуж. Жених был столь интересен, так много знал и так увлекательно рассказывал о разных древностях, что любознательная девушка едва ли могла устоять перед его умом. Вскоре после свадьбы молодые отправились в Рим, Неаполь, Флоренцию, Равенну. Алексей Сергеевич приобщал юную жену к сокровищам европейской культуры, они любовались архитектурными шедеврами, забирались на развалины, посещали музеи и частные коллекции.

Позже, в течение всей жизни графиня будет постоянно помогать мужу в его научных исследованиях и организационных заботах. Супруг с благодарностью посвятил жене свою книгу «Каменный период» и свидетельствовал: «Ты всегда участвовала во всех моих путешествиях и постоянно содействовала мне в моих изысканиях». Одну из своих наград - медаль, поднесенную ему на съезде археологов, - граф подарил Прасковье Сергеевне с гравированной надписью: «Любимому сотруднику». После смерти любимого мужа графиня возглавила Комиссию общества по сохранению древних памятников, ездила по городам для натурного обследования, помогала осуществить опись культурных и исторических объектов.

В 1895 году Прасковья Сергеевна удостоилась чести стать почетным членом Императорской академии наук, она была избрана профессором во многих университетах, писала книги, поддерживала многие научные начинания. Она первая русская женщина, получившая звание почетного академика. В этой удивительной семье двух талантливых творческих личностей, сподвижников и коллег, родилось шестеро детей, которых успевала вырастить, окружить заботой и любовью, а также воспитать достойными людьми профессор и археолог Прасковья Сергеевна Уварова.

Разве не прекрасное завершение нашего эссе о природе семейного счастья?


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"