Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Жизнь Каспара Вербрюггена Младшего, или о вреде шоколада

«Флора», пожалуй, самая эффектная и репрезентативная картина в собрании Радищевского музея. На большеформатном полотне изображена аллегория античной богини плодородия, весны, процветания – прекрасная молодая женщина с младенцем-путти в окружении цветов. Это настоящий образец виртуозного живописного мастерства, пример фламандского натюрморта эпохи барокко, великолепного и изысканного стиля, отвечающего вкусам богатых заказчиков того времени.

О том, что картина создана знаменитым художником Каспаром Питером Вербрюггеном (1664-1730) в 1695 году, сообщает его подпись и дата.

Сейчас мы знаем, что над картиной работали два мастера: фигуры Флоры и путти написаны Питером Эйкенсом (1648-1695) – портретистом и автором аллегорических композиций. а собственно Каспаром Питером Вербрюггеном Младшим (1664-1730) – цветы и попугай, сам похожий на роскошный тропический цветок.

Такое сотрудничество было очень распространено во Фландрии XVII века. Чтобы понять, почему, нужно прийти в музей и внимательно рассмотреть «Флору». Вы сами убедитесь, что для изображения цветов и обнажённого тела нужно было владеть совершенно разными живописными приёмами. А «отточены» эти приёмы должны быть до блеска!

Заказчику было важно именно авторство Вербрюггена – кого он привлекал для сотрудничества, значения не имело, поэтому здесь стоит только его подпись.

Жизнь Каспара Питера Вербрюггена Младшего могла бы стать сюжетом для увлекательного романа. Он был самым блестящим мастером цветочного натюрморта конца XVII века. Ученик своего отца, мальчик очень рано проявил необыкновенный талант – в возрасте 12 лет был принят в профессиональную гильдию живописцев, в 15 лет уже сам брал учеников. Картины Вербрюггена Младшего вызывали всеобщее восхищение, а за свои заслуги он неоднократно выбирался деканом гильдии.

Именно в период блестящего творческого расцвета, на пике славы художника, была создана «Флора». Назначение таких картин – украшать, доставлять наслаждение, а также демонстрировать благополучие и процветание владельца: цветы, плоды, попугай (редкая, дорогая птица) являются показателем роскоши и богатства. Каждый изображённый цветок имеет символическое значение, понятное современникам Вербрюггена. Важную роль часто здесь играл цвет: белая роза обычно означала невинность, розовая – нежность, желтая – радость, дружбу, богатство. Поражает виртуозность мастера – изысканность красочных сочетаний, умение передать тончайшие переходы от глубокой тени до горящего света на лепестках белых и розовых цветов. Неудивительно, что от заказчиков у Вербрюггена просто не было отбоя….

Однако уже в 1704 году Вербрюгген совершенно разорился. Его современник, биограф Кампо Вейерман объясняет это легкомысленным образом жизни, который вёл художник. «День Вербрюггена Младшего начинался в 11 часов утра, когда он покидал свой дом, в парике, причёсанном по испанской моде, в ярко-красном плаще и бархатной шляпе. Вместе с друзьями он шёл в таверну Святого Антония, где наслаждался кофе и шоколадом. Затем он отправлялся в другую таверну, которая славилась своей тонкой кухней. Возвратившись домой, он занимался живописью, не забывая “взбадривать” себя чаем. Летом его день заканчивался около 6 часов утра прогулкой в порту с посещением кабаре и дружеской вечеринкой в одном кабачке, расположенного неподалёку от биржи. Такой образ жизни привёл его к краху.

Чтобы оплатить долги, всё имущество Вербюггена Младшего в 1703 года было продано с аукциона. Но этих средств не хватило, и ему пришлось ночью тайно бежать в Голландию. Двадцать лет он провёл в Гааге, украшая дома знатных горожан. Однако, несмотря на успешность этих занятий, Вербрюгген совершенно разорился. Полностью обедневший, он возвратился назад в Антверпен, где ему тут же пришли на помощь его коллеги. В сентябре 1723 года по решению совета гильдии он был принят на должность “мальчика” (ученика-чернорабочего), что давало ему возможность хотя бы скромного существования. Но, чтобы не уронить достоинство того, кто сам неоднократно был деканом гильдии, скромную работу, связанную с этой должностью, поручили одному слуге…».

Так закончилась жизнь этого блестящего мастера. Его история – яркий пример, показывающий положение художника в обществе XVII века. Как видим, образ жизни, который вёл Вербрюгген, для художника того времени считался верхом легкомыслия. Конечно, причина того, что Вербрюгген разорился, заключается вовсе не в том, что он любил кофе, шоколад и хорошую кухню. Ведь при этом он успевал очень много работать! Трудно даже представить, сколько всего картин было создано этим мастером. До сих пор большинство – примерно третья часть – всех цветочных натюрмортов, представленных на антикварном рынке, приписываются Вербрюггену Младшему (один из образцов «массовой» продукции этого мастера также есть в Радищевском музее).

Просто труд художника, даже весьма преуспевающего, оплачивался довольно низко и не давал возможности безбедного существования. Самый знаменитый соотечественник Вербрюггена, Питер Пауль Рубенс, считал невозможным прожить только на доход от своих картин и служил на дипломатическом поприще. А великий Диего Веласкес, придворный живописец испанского короля, был ещё и церемониал-майстером (устраивал в королевском дворце праздники и церемонии) – и разве не обидно, что вся его работа оценивалась дешевле, чем услуги королевского парикмахера! В Голландии XVII века многие художники, как, например, основатель реалистического «дюнного» пейзажа Ян ванн Гойен, были по совместительству брандмейстерами (пожарниками). Пожары в то время – частое явление, эта профессия давала надёжный доход и была очень уважаемой.

Однако Каспар Питер Вербрюгген Младший хотел быть только художником….


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"