Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира. Этюд «Дубовые листья» из собрания саратовского художественного музея имени А.Н. Радищева

Автор:  Платонова Елена Станиславовна

При поддержке Фонда президентских грантов Общества друзей Радищевского музея

В коллекции Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева хранится произведение В.Э. Борисова-Мусатова «Дубовые листья», 1903. Холст, темпера. 44 х 37,5.

Это этюд к одному из самых лиричных и эмоциональных произведений мастера «Изумрудное ожерелье» (1903-1904, ГТГ). Неторопливое ритмичное шествие «мусатовских» девушек, плоскость картины в декоративном окаймлении дубовых листьев пленяют зрителя внешней простотой и внутренней музыкальностью. В этой «языческой», по словам самого автора, картине он стремился выразить романтическую мечту о прекрасном мире, где человек находится в гармоничном единстве с природой.

Замысел картины родился у Борисова-Мусатова давно. Сестра художника Елена Эльпидифоровна вспоминала: «Красочность нашего сада с ярко-зелеными газонами очевидно дала брату идею написать этюды к задуманной картине «Изумрудное ожерелье». «˂…˃ брат неизменно писал маслом «дубовые ветки», словно он изучал детально рисунок, и разные тона листьев, которые ему послужили для будущей большой картины «Изумрудное ожерелье» над которой работал продолжительное время».

Работа над созданием «Изумрудного ожерелья» была начата летом 1903 года в Хвалынске, куда Борисов-Мусатов приехал со своей семьей. Они сняли над нижним черемшанским прудом «крошечную дачку с открытой верандой, на которой неустанно шипел самовар и пахло малиной и бергамотом». Вот как это описывает К.С. Петров-Водкин: «Хозяйский сарай обращен был в мастерскую. Разобрана была верхняя от конька стена для северного света. Пол усыпан песком, на нём брошен ковер. На побелённых стенах развесились этюды, дубовые ветки, и заброшенная дыра обратилась в мастерскую, где хотелось работать…». Здесь Мусатов действительно много и увлечённо работал, был счастлив.

Время в Хвалынске проводили очень весело, особенно когда в гости на две недели приехали друзья – супруги Владимир Константинович и Надежда Юрьевна Станюковичи.

По случаю приезда Станюковичей в Хвалынск был устроен «зелёный маскарад»: нарвали «опахала» из дубовых ветвей, все переоделись в старинные наряды и с удовольствием позировали художнику. Эта идея с переодеванием увлекла буквально всех. Как впоследствии вспоминала Елена Эльпидифоровна: «<…> вернувшись на свою дачу, снимались группой под дубом, причём брат ради шутки просил нас нарядиться всех в костюмы, которые служили ему материалом для его картин – что мы и сделали (имеется снимок у меня). Много смеялись над Влад. Конст. Станюковичем, одетым в пышное платье и бархатную накидку на плечах, кокетливо прикрывавшегося веером…».

В издательстве общины Св. Евгении в 1914 году вышла открытка с репродукцией картины В.Э. Борисова-Мусатова под названием «Жемчужное ожерелье».

Возможно, на ней воспроизведен один из эскизов или вариант картины, а возможно, что это фрагмент уже законченного произведения. «Художник раскрыл мне идею своей картины «Жемчужное ожерелье». Группа женщин, расположенных у тёмной листвы дубов, образует как бы нить жемчужных сочетаний, их фигуры и лица сливаются в одно серебристое звучание. Я задал ему вопрос, почему он пишет почти всегда некрасивых женщин? На это он ответил, что его интересуют типы и выражения лиц, а красота – дело индивидуальности», - писал композитор и дирижер Сергей Никифорович Василенко, с которым Борисова-Мусатова связывало близкое знакомство.

Однако большинство зрителей воспринимали название буквально, полагая, что речь идёт об украшениях, надетых на девушках. Возможно, это обстоятельство и послужило причиной превращения «Жемчужного ожерелья» в «Изумрудное». И художник оказался прав: полученные им впечатления от созерцания хвалынского зелёного царства, напоминали об игре граней изумруда. Это отразилось в насыщенности красок, в богатстве оттенков сине-зелёного цвета в полотна.

Интересную, но практически неизвестную трактовку содержания «Изумрудного ожерелья» предложил в своих «Биографических записках» филолог и искусствовед Андрей Акимович Шемшурин: «Не помню сейчас: упоминает ли кто-нибудь из писавших о художнике о том, что картина Мусатова «Изумрудное ожерелье» написана на Леночку. Центральная фигура в этой картине сходна с Леночкой не просто потому, что сестра позировала брату. Виктор Эльпидифорович хотел зафиксировать в «Изумрудном ожерелье» свои думы о судьбе сестры. Его беспокоила эта судьба. Видя, что сестру окружают подруги разного сорта, то есть и хорошие и дурные, брат беспокоился о том, кто будет иметь большее влияние на Леночку?»

Один из редких этюдов к «Изумрудному ожерелью» – «Дубовые листья» - хранится в фондах Радищевского музея. Темперные краски, которыми исполнена работа, тонко передают неуловимую игру света и цвета. Несколько подготовительных этюдов к «Изумрудному ожерелью» хранятся также в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Астраханской картинной галереи.

Отдельный сюжет связан с историей поступления этюда «Дубовые листья» в Радищевский музей. Его и небольшой графический лист «Зубриловский парк» подарил в 1935 году коллекционер Лев Ильич Рабинович, который собирал мусатовские реликвии и купил две работы художника у старшей сестры художника Агриппины Эльпидифоровны Немировой.

По его замыслу каждый дар посвящался памяти рано умерших братьев. «Этюд Зубриловского парка» связывался с Рафаилом Ильичом Рабиновичем (1891-1918), инженером, музыкантом-виолончелистом, трагически погибшем во время гражданской войны. Живописный этюд «Дубовые листья», должен был напоминать о медике Михаиле Ильиче Рабиновиче (1896-1930)

Свидетельства современников, фотоэтюды В.Э Борисова-Мусатова, вкупе с сохранившимися, но разбросанными по разным коллекциям этюдам к «Изумрудному ожерелью», погружают нас в контекст создания одной из самых значительных картин мастера.

#BorisovMusatov150 #БорисовМусатов150


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений