История о необычных способах росписи яиц для праздничного пасхального стола

Автор:  Аксёнова Светлана Вячеславовна

Ко дню Светлого Воскресенья Христова многие из нас по традиции красили и расписывали яйца для пасхального стола и традиционных забав. И какое же сейчас богатое разнообразие вариантов украшения пасхальных яиц! А когда-то все яйца имели красноватый оттенок, потому что краску делали из луковой шелухи. Позже стали использовать и другие цвета – желтый из шафрана, вареного тмина, зерна, слабого отвара луковой шелухи; зеленый – из клевера, розмарина и петрушки. В зависимости от способа окраски яйца называли или “писанками" (расписные) или “крашенками". Интересно, что яйца красили и к следующему воскресенью после Пасхи, которое по традиции называют Антипасха или Фомино воскресенье. Расписывали яйца и орнаментами по мотивам русских народных промыслов. Гжель и хохлома давали множество прекрасных вдохновляющих образов. Может быть, кто-то из наших друзей попробует себя в роли начинающего художника?

Гжельская роспись Снежно-голубая, изысканная, она считается довольно непростой для художника. При рассмотрении изделий опытных мастеров мы увидим сложные узоры, тончайшие мазки кисти. Но есть рисунок, который вполне может быть покорен и неопытной рукой. Он называется «агашка» и представляет собой пышный цветок, напоминающий голубую розу. Его особенная прелесть – в иллюзии объемности цветка, которая достигается с помощью двойного мазка. Краску на кисточке необходимо распределить так, чтобы на ее кончике она была насыщенного голубого цвета, а по мере приближения к основанию кисти цвет становился светлее. Далее быстрыми круговыми движениями кисти рисуется сердцевина цветка, добавляются боковые лепестки.

Гжель – довольно большой район под Москвой, в который входит 27 деревень. Здесь есть уникальная белоснежная глина, из которой делают фарфоровые изделия. Интересно, что в начале гжельские изделия были фаянсовыми и разноцветными. Свой узнаваемый и запоминающийся облик они обрели лишь в первой трети XIX века. Для гжельской росписи используется довольно-таки дорогая краска – кобальт. До обжига посуды в печи кобальт блеклого черного цвета, но после воздействия высокой температуры он приобретает яркий насыщенный цвет, придавая посуде дополнительный объем и глубину.

Еще один источник вдохновения для тех, кто при росписи пасхальных яиц хочет обратиться к образам народных промыслов, – хохломские изделия⚡ Конечно, расписать яйцо так, как это делают мастера, в домашних условиях почти невозможно. Дело в том, что деревянное яйцо традиционно покрывают сначала глиной, олифой, затем специальным металлическим порошком, полудой. По этому слою ведется роспись, затем она покрывается лаком. Расписанное изделие отправляется в печь, после чего лак приобретает желтоватый цвет. Сквозь пленку пожелтевшего лака серебристая полуда смотрится настоящим золотом!

Однако сейчас вполне можно использовать готовые краски и расписать яйцо мотивами хохломской росписи. Ведь любимые образы мастеров хохломы вполне узнаваемы: ягоды и цветы, травы и листья, великолепные пышные кудрины и золотые жар-птицы.

Большая коллекция изделий народных промыслов хранится в методическом фонде Радищевского музея. После возобновления работы музея можно заказать беседу о народных промыслах, где вы собственными глазами можете увидеть прекрасные образцы, в том числе и расписанные под гжель и хохлому яйца.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений