Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Микеланджело, Джулио Романо, будущий папа Лев X на картине Зигмунда Пергера

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

  • Пергер, Сигизмунд Фердинанд. 1778-1841. Рафаэль представляет папе Юлию II эскиз фрески «Спор об Евхаристии». 1839 Дерево, масло. 103х84,2 Слева внизу подпись и дата: Sigismund de Perger f: Viene 1839. Происхождение: в 1919 из собрания С.А. Юрьевича

Многие картины до поступления в музей прошли настоящую проверку на прочность – хранились в плохих условиях, подвергались непрофессиональной реставрации и т.д. Особенно суровые испытания достались на долю картин из национализированных после революции собраний – они свозились на склады, совершенно неприспособленные для хранения художественных ценностей.

Только попав в музей, произведения искусства обретали достойную и спокойную жизнь. Однако для картины «Рафаэль представляет папе Юлию II эскиз фрески «Спор об Евхаристии» австрийского художника Зигмунда Пергера испытания продолжались.

На фоне арочного окна, в которое виден собор Святого Петра, Рафаэль торжественно демонстрирует папе Юлию II эскиз своей будущей фрески для папского дворца в Ватикане, известной ныне как «Диспута». На картине Пергера также присутствуют другие знаменитые персонажи эпохи Возрождения – Микеланджело, Джулио Романо, будущий папа Лев X.

Картина была написана в 1839 году, а уже в следующем 1840-м её купил Семён Алексеевич Юрьевич. Воспитатель императора Александра II, он сопровождал будущего монарха в его европейском путешествии. Семён Алексеевич отправил картину в своё саратовское имение Лопуховка.

После революции, в 1919 году, работа была передана в Радищевский музей, а в 1922-м – в Саратовский университет для организации при нём Музея Изящных искусств. Но музей при университете быстро закрылся. Картина хранилась на складе университета, откуда была украдена одним из сотрудников. Эффектная композиция так понравилась вору, что он не побоялся трудностей. Дело в том, что Сигизмунд Пергер образцом считал Раннее Возрождение, поэтому, как было принято в ту великую эпоху, написал картину на дереве. Этот материал художники XIX века использовали редко, предпочитая ему удобный и лёгкий холст. Так что похитителю пришлось немало потрудиться: чтобы незаметно вынести картину, он распилил её пополам, при этом по всей линии распила живопись была уничтожена примерно на 1 см. А затем пришёл продавать её в Радищевский музей!

В таком состоянии работа просуществовала более 10 лет. Только в конце 1930-х годов её восстановил музейный реставратор Иван Иванович Васильев. В настоящее время картина находится в запасниках музея. Однако совсем недавно она участвовала в выставке «Мода в искусстве: от античности до модерна», представляя итальянский костюм эпохи Возрождения. 

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"