«Шедевры В.Э. Борисова-Мусатова в музеях России и мира». «Крыши» из собрания Самарского областного художественного музея

Автор:  Похазникова Ирина Сергеевна

При поддержке Фонда президентских грантов и Общества друзей Радищевского музея

           Картина «Крыши» – представляет творчество В.Э. Борисова-Мусатова в постоянной экспозиции Самарского областного художественного музея. На живописном полотне, созданном Виктором Борисовым-Мусатовым в 1890-е годы, изображены окрестности, расположенные по соседству с саратовским домом художника. В это время небольшой сад живописца становится местом его пленэрных исканий, изучения природных и цветовых метаморфоз, особенностей рефлексов, возникающих в солнечных лучах. Многие исследователи справедливо называют последнее десятилетие XIX века «импрессионистическим» периодом творчества Борисова-Мусатова, подчеркивая важность стоящей перед художником творческой задачи – передать впечатления от изменений, происходящих с окружающим миром в ярком солнечном свете. В результате этих поисков возникают картины и этюды «Деревце» (Государственный русский музей), «В лодке» (Радищевский музей), «Капуста» (Радищевский музей), «Сад в полдень» (Приморская государственная картинная галерея), «Девушка, освещенная солнцем» (Национальный музей «Киевская картинная галерея») и др. К той же обширной серии принадлежат и «Крыши».

Самое поэтичное обозначение этого этапа появляется в письме художника Игоря Эммануиловича Грабаря: «Знаем, что вы пишете солнце – вашего единственного натурщика – и при этом страдаете глазами от сильного света…», – сочувственно сообщает И. Грабарь Борисову-Мусатову.

Необходимость точно зафиксировать увиденное приводит к появлению своеобразных ремарок, набросанных художником буквально поверх зарисовок: «Белые яркие кучевые облака на темно-голубом небе, но не ярком, внизу – темнее, закругленность теряется – превращается в жилки, по белым – серые, расплывчатые, отрывочные…», – записывает Мусатов на одном из графических листов.

Действительно, Виктор Борисов-Мусатов проводит многие часы, наблюдая за небосводом, сменой времени суток, движением облаков. Сестра художника Елена Эльпидифоровна Борисова-Мусатова вспоминала, что «к кухне /флигеля/ были пристроены закрытые сени, на крышу которых в ясную солнечную погоду брат забирался по лестнице со двора, и там писал исключительно этюды голубого неба, и летние воздушные облака, не мешал ему даже сильный ветер!». Именно с этого ракурса изображен ветреный летний день на этюде «Крыши», некоторые сохранившиеся дома с соседней улицы на этой картине узнаваемы до сих пор.

Сглаженные, округлые контуры облаков и высокого дерева в центре работы контрастны по отношению к прямым линиям расположенных под ними крыш небольших, но аккуратных домиков. Тем не менее, верхняя и нижняя части работы словно зарифмованы между собой благодаря динамичным ритмам, созданным диагональными сегментами кровель, и стремительно надвигающимся облакам. Обилие яркого света передается опосредованно – солнце светит сквозь прозрачную ткань облачного неба, разбеляя охряную и стальную поверхность крыш. Цветовая гамма пейзажа приближена к пастельным тонам, при этом красочные пятна также ритмично чередуются между собой. Все художественные приемы произведения направлены на передачу натуралистичного и в то же время музыкального впечатления от сияющего ветреного летнего дня.

В Самарский областной художественный музей этюд «Крыши» поступил в 1927 году из Государственного музейного фонда СССР. До этого был передан Марианной Викторовной Борисовой-Мусатовой, дочерью художника, в Третьяковскую галерею.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений