Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Версия для
слабовидящих
A A A

Монарх и художник

Автор:  Жукова Ирина Александровна - заведующий отделом

  • Великий князь Александр Александрович

Как русский император благословил и обогатил Радищевский музей

В залах музея открывается выставка «Александр III и Радищевский музей», посвященная 175-летию со дня рождения императора и 135-летию основания музея.

В торжественный день 27 июня 1885 года в Саратов среди прочих пришла телеграмма от Александра III: «… радуюсь освящению Ради­щевского музея, которому от души желаю успе­ха и процветания на пользу художества и искус­ства в России. Саша». Это послание – не проявление официального этикета, а приветствие человека, искренне сопереживавшего и имевшего непосредственное отношение к созданию общедоступного провинциального музея. Это свидетельство огромного уважения и доверия личности, задумавшей и осуществившей этот грандиозный проект.

Художник Алексей Петрович Боголюбов, основатель музея, в конце своей жизни, когда «более живешь воспоминаниями о былом», говорил о себе как о человеке, «родившемся в сорочке». Много в его жизни было неудач и потерь, но, по глубокому убеждению, руководили им все же «божий промысел и счастье». Благосклонности судьбы А.П. Боголюбов приписывал и дружеские отношения со многими членами августейшей семьи и прежде всего с наследником престола, а затем императором Александром III.

В 1863 году А.П. Боголюбов был приглашён сопровождать наследника цесаревича Николая Александровича, старшего сына императора Александра II, в поездке по Волге, Кавказу и Крыму. Тогда художник и был представлен великому князю Александру Александровичу. А в мае 1866-го Алексей Петрович через графа Б.А. Перовского получил приглашение участвовать в путешествии ставшего наследником престола после смерти любимого брата великого князя Александра Александровича. Несмотря на кратковременность путешествия, продолжавшегося с 8 по 28 августа, наследник цесаревич оценил творческие способности Алексея Петровича и его эрудицию в области искусства. Осенью того же года Боголюбов был представлен прибывшей в Россию невесте наследника датской принцессе Дагмар, а позднее получил предложение цесаревны (в православии – Марии Фёдоровны) руководить её художественными занятиями. Принцесса серьёзно увлекалась искусством, пробовала свои силы в акварели, живописи, унаследовав эту склонность от своей матушки, королевы Дании. Наставник цесаревны признавался позднее, что «никогда не позволял себе быть учителем на жалованье» и это определяло свободу в общении с ученицей. Часто в сеансах принимал участие и Александр Александрович, бравший до того уроки у профессора Императорской Академии художеств Н.И. Тихобразова.

Установлению дружеских и доверительных отношений немало способствовало и пребывание в течение двух летних месяцев 1867 года в Копенгагене, где Алексей Петрович гостил по приглашению цесаревича и цесаревны и был радушно принят королем Дании Христианом IX. Знакомство с замечательными дворцовыми и музейными коллекциями, фабриками, знаменитыми своим производством фарфора, фаянса и стекла, пробудили в Александре Александровиче глубокий интерес «к старине и искусству вообще». Именно в это время в нем зародилась страсть к собирательству, он стал приобретать старинное серебро, мебель, стекло, картины и всякие редкости, зачастую пользуясь советами и рекомендациями А.П. Боголюбова.

От редкостей наследник цесаревич «перешел к картинам, сперва датских художников, а потом пристрастился к новому искусству и в короткое время сделался своеобразным, но метким ценителем картин и всего художественного».

Во время второго путешествия наследника по Волге и Дону (в 1869-м) отношения будущего монарха и художника, основывающиеся на любви к искусству и общности взглядов на вопросы развития художественно-промышленного дела в России, еще более окрепли. Алексей Петрович – частый гость в любимом наследником Аничковом дворце, завсегдатай «воскресных вечеров» наследника, где присутствует только «ближний круг», участник высочайших завтраков и обедов в Царском Селе, постановщик «живых картин», оформитель царскосельских празднеств и балов, по-прежнему, наставник цесаревны в занятиях живописью.

После отъезда за границу в январе 1872 года Боголюбов – постоянный корреспондент наследника цесаревичу и полпред в деле приобретения произведений искусства для личной коллекции Александра Александровича. Художнику поручено сообщать в письмах обо всём, что встретится интересного в Европе, и приобретать, что сочтёт достойным. «Добрейший и милейший Алексей Петрович» – обращается наследник к Боголюбову в своих корреспонденциях, подписывая их «искренне любящий Вас Александр» и неизменно выражая свою благодарность за хлопоты, преданность и «постоянную готовность помогать в разных заказах и покупках».

С особой страстью, заметим, Александр Александрович относился к произведениям русской живописи и создал замечательную коллекцию, которая составила основу заложенного по его же мысли Русского Музея Императора Александра III (ныне Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге). Смеем думать, что пример А.П. Боголюбова сыграл в этом почине не последнюю роль.

Благосклонность наследника, а затем монарха и его супруги А.П. Боголюбов использовал, чтобы помочь другим художникам, имея единственной целью поднять престиж русского искусства в родной стране и за рубежом, послужить делу художественного образования народа. Не без влияния Боголюбова Александр Александрович предпринял ряд конкретных мероприятий, поощряя «родное художество»: обеспечивал заказами русских художников на написание картин и приобретал их; выделял ежегодные субсидии Обществу взаимного вспомоществования русских художников в Париже; оказывал материальную поддержку Обществу поощрения художеств в Санкт-Петербурге; выделял суммы Академии художеств на приобретение произведений искусства для вновь открывающихся музеев (в столице и провинциях).

Именно А.П. Боголюбову наследник поручит ответственное дело по приобретению коллекции христианских древностей А.П. Базилевского в Париже. Алексей Петрович сумел купить «редкости» за пять с половиной миллионов франков, сохранив для Александра III, платившего из собственных средств, огромную сумму.

На одной из личных встреч А.П. Боголюбов поделился с цесаревичем идеей о создании общедоступного музея и художественно-промышленной школы на родине своего деда – Александра Николаевича Радищева, желая увековечить и возвысить его «втоптанное в грязь имя» в названии музея. Охарактеризовав своего выдающегося предка как образованного и умного человека, обеспокоенного вопросами воспитания и морали, настоящего дворянина и христианина, Боголюбов сумел убедить наследника, что А.Н. Радищев того достоин. Без прелюдии, состоявшей в почти двадцатилетней дружбе, вряд ли это было возможно. Имя А.Н. Радищева было лишь условно амнистировано цензурой. Всего несколько лет назад был истреблён почти весь тираж издания сочинений Радищева в 2-х томах, предпринятого известным библиофилом П.А. Ефремовым. И всё же «бунтовщик» был прощен. Мысль о музее имени Радищева и рисовальной школе получила Высочайшее одобрение.

С позволения Александра III для Радищевского музея в фондах Императорского Эрмитажа и Императорской Академии художеств был отобран ряд произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства: фарфор и стекло «всякого рода и разных эпох», изделия из полудрагоценных камней, мраморные барельефы, «дубликаты картин древней школы». Некоторые работы, обозначенные в документах как дубликаты, или, по выражению хранителя Императорского Эрмитажа А.И. Сомова, «сомнительные оригиналы», позднее оказались подлинными произведениями выдающихся мастеров разных эпох. Также Боголюбову было разрешено выбрать всё, что он признает «полезным» для своего музея, из Голицынской коллекции, приобретённой для Императорского Эрмитажа в 1886 году. В результате более ста произведений изобразительного и прикладного искусства были пересланы в Саратов – картины, прекрасный фарфор и фаянс, русский и иностранный, «со множеством мелких бронз и японских редкостей».

При входе в музей современные посетители видят высеченное на мраморной плите имя императора Александра III, неразрывно связанное с историей создания общедоступного музея, присвоением ему имени А.Н. Радищева и формированием его художественных коллекций.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"