Фрак и жилет. Торговый дом А. Бендер и сыновья. Саратов, конец ХIХ – начало ХХ века. Цикл: «Мода в искусстве от античности до модерна»

Автор:  Савицкая Татьяна Евгеньевна - заведующий отделом

Несколько представленных на выставке экспонатов имеют непосредственное отношение к истории Саратова. Среди них – фрак и жилет, изготовленные модной фирмой Саратова конца ХIХ – начала ХХ века «Торговый дом А. Бендер и сыновья» . Об этом свидетельствует тканая этикетка, находящаяся на подкладке под воротником фрака.

Эти ценные исторические экспонаты – «гости» Радищевского музея, хранящиеся в архивной части Театра Юного Зрителя имени Ю.П. Киселёва.

Сначала сделаем небольшой экскурс в историю фрака. Фрак – мужская верхняя одежда особого покроя, короткая спереди и с длинными узкими фалдами сзади, с небольшим отложным или стояче-отложным воротником и узкими рукавами, без карманов. Его покрой в основных чертах сохранился до нашего времени. Появившись в Англии в средине XVIII века как одежда для верховой езды, фрак довольно скоро вошел в моду во Франции. Поэтому в России во времена Павла I он стал своеобразным символом бунтующей Франции и был запрещен – лишь после кончины императора фраки вновь появились в столичных салонах, а затем превратились в повседневную одежду. Однако в начале XIX века в России фрак ещё воспринимался с некоторой опаской: «Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям» (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»).

Во второй половине XIX века фрак становится парадной одеждой, его надевают только на торжественные и официальные мероприятия. Такой назначение имели фрак и дополняющий его жилет, сшитые на фабрике А.И. Бендера.

Андрей Иванович Бендер  – крупный саратовский предприниматель, уроженец немецкого села Бальцер (сейчас г. Красноармейск Саратовской области) в 1887 году основал товарищество по продаже и производству популярной хлопчатобумажной ткани сарпинка. К 1911 году Бендер владел сетью магазинов одежды, имея оборотный капитал 1,2 миллиона рублей в год. Отделения его торгового дома открываются по всей России – в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. О непомерном честолюбии А.И. Бендера свидетельствует скульптурная группа, появившаяся в 1914 году в нише на фронтоне одного из своих роскошных магазинов – лев, символ власти, стоит на земном шаре, обёрнутом в сарпинку. В этом здании, расположенном почти напротив Радищевского музея, на углу улиц Радищева и Первомайской, сейчас находится городская администрация.

Саратовские краеведы утверждают, что звучную немецкую фамилию для своего Остапа Илья Ильф (побывавший в Саратове в 1925 года) и Евгений Петров позаимствовали именно у Андрея Бендера. Согласимся с ними – в фантастическом имени города «Арбатов» синтезированы слова «Саратов» и бытующее местное название Немецкой улицы «Арбат», а незадачливые «дети лейтенанта Шмидта» встретились в горисполкоме, находившимся тут же в центре, неподалеку от названного дома со львом.

Подлинные фрак и жилет фирмы А. Бендера дополняют элементы мужского костюма, созданные в конце ХХ века костюмерами Саратовского ТЮЗа.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений