Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896)

  • Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896)
В 2019 году исполняется 195 лет со дня рождения замечательного художника-пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова, основателя Радищевского музея(1885) и Рисовального училища (1897) в Саратове.

Будущий художник, автор больших батальных картин и тонких пейзажных этюдов, родился 16/29 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии. Семнадцати лет в звании мичмана и адьютантской должности Алексей Боголюбов готовился посвятить себя службе во флоте, ходил в заграничные плавания. В течение нескольких лет он морскую службу совмещал с обучением в пейзажном классе Императорской Академии художеств. Выйдя в отставку по окончании полного курса Академии с Большой золотой медалью, Боголюбов отправился в заграничную пенсионерскую поездку. В Россию он вернулся только через шесть лет, объездив почти всю Европу, побывав в Италии, Франции, Германии, Голландии, занимаясь в мастерских известных художников-маринистов. В юности Боголюбов увлекался романтическими морскими пейзажами И.К. Айвазовского, но главными своими учителями называл C. Щедрина и французского живописца К. Коро, влияние которых особенно заметно в его творчестве.

Начало почти полувековой творческой карьеры А.П. Боголюбова связано с морскими батальными картинами, которые принесли ему большую популярность. Изображенные на его полотнах яркие эпизоды богатой событиями истории русского флота отличаются достоверностью и эмоциональностью, глубоким знанием морского быта и корабельной архитектуры. В 1860-е годы он работает над батальными картинами, много путешествует по России. Десятки его картин и сотни альбомных набросков запечатлевают виды Крыма и Каспия, любимой им Волги и волжских берегов.

А.П. Боголюбов, с середины 1870-х годов, постоянно живший в Париже, был постоянным участником передвижных художественных выставок и сыграл поистине исключительную роль в ознакомлении русской публики с искусством, природой и жизнью Франции и других европейских стран. Его небольшие картины-этюды, оживленные фигурками людей, показывают нам сельские виды Нормандии и Бретани, морское побережье Голландии и Италии, городские пейзажи Германии и Австрии. Европейски образованный и демократически настроенный Боголюбов представлял Россию в качестве члена жюри Всемирных выставок в Вене и Париже. Его мастерскую на бульваре Батиньоль недаром называли «Русским Парижем», а на его еженедельных «вторниках» часто бывали Иван Тургенев и Полина Виардо, русские и французские художники, литераторы, музыканты.
В благодарной памяти потомков А.П. Боголюбов навсегда останется как основатель первого в России общедоступного провинциального художественного музея и Рисовального училища. Создание Саратовского Радищевского музея было делом всей его жизни, которому было отдано немало сил и энергии. Понадобились упорство и целеустремлённость А.П. Боголюбова, чтобы создать Радищевский музей, чтобы именно Саратову принадлежала честь первым в России свободно произнести имя Радищева – выдающегося радикального мыслителя, чтобы навеки связать имя
А.Н. Радищева с делом просвещения народа и художественного образования юношества.

В 1877 году Саратовская дума получила от Боголюбова предложение организовать музей и рисовальную школу при нём. Город же должен был предоставить для них «постоянное, неизменное, прочное и приличное помещение». В мае 1883 года состоялась закладка здания на Театральной площади. Сооружалось оно по проекту петербургского архитектора И.В. Штрома. Исполнял проект и руководил всеми строительными работами городской архитектор А.М. Салько. Сравнительно быстро было возведено красивое двухэтажное кирпичное здание, предназначенное для размещения обширных музейных коллекций.

В начале 1885 года в Саратов прибыли экспонаты будущего музея, собиравшиеся Боголюбовым в течение многих лет. В начале июня он сам приехал в Саратов для организации музейной экспозиции. В первоначальной экспозиции наиболее полно и интересно было представлено русское искусство второй половины ХIХ века.
Многочисленные пейзажи самого А.П. Боголюбова (около 100 картин и несколько сотен графических листов) соседствовали с картинами знаменитых передвижников - И.Репина, В. Поленова, И.Шишкина, И. Крамского, с романтическими пейзажами немецких художников дюссельдорфской школы и французских художников-барбизонцев. Классическое европейское искусство, пунктиром представлявшее главные художественные эпохи и центры, включало самые разнообразные экспонаты – от фрагмента помпейской фрески (дар скульптора М.М. Антокольского) и картин итальянских и голландских мастеров до фламандских шпалер, мейсенского и севрского фарфора. В 1885 году этот раздел музейного собрания значительно пополнился произведениями старых европейских мастеров, отобранными А.П. Боголюбовым из запасных коллекций Императорского Эрмитажа по распоряжению императора Александра III.

Благородное начинание Боголюбова по созданию художественного музея в Саратове встретило широкую поддержку. Откликнулись дарами Императорская Академия художеств, многие известные коллекционеры и общественные деятели: П.М. и С.М. Третьяковы, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.В.Звенигородский, В.В. Стасов, А.Г.
Рубинштейн; художники: Ф.А. Бронников, подаривший музею более сотни своих работ, Ф.С. Журавлев, А.А. Харламов. В первые десятилетия своей истории музей пополнялся главным образом за счёт частных пожертвований. Позже его коллекция увеличилась многократно. Сейчас музейные фонды насчитывают свыше 35 тысяч экспонатов: произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

В 2020 году Радищевскому музею исполняется 135 лет. Ежегодно музей посещает около 200 тысяч человек. Деятельность музея сложна и многогранна, его роль в формировании духовной культуры города и региона огромна. Дистанция времени, отдаляя момент основания и события, с ним связанные, вместе с тем позволяет острее ощутить смысл сделанного А.П. Боголюбовым и русской общественностью, глубже понять значение Радищевского музея в развитии отечественной культуры. Огромная, неутомимая общественная и творческая деятельность А.П. Боголюбова ставит его в ряд выдающихся деятелей русской культуры ХIХ столетия.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"