Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

Западноевропейская гравюра I пол. XIX века из коллекции А. П. Боголюбова. I часть

Автор:  Алексеева Вера Юрьевна - заведующий сектором

  • Жазе. Морской бой. Коллекция Радищевского музея
Дата мероприятия:  28.03.2019  —  21.06.2019
 

В 1885 году был открыт Радищевский музей. Его основатель – А. П. Боголюбов передал в дар музею всю свою коллекцию изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В том числе около трёхсот листов русской и зарубежной графики, большую часть из которых составляла западноевропейская гравюра. В основном это работы гравёров французской школы XIX века, а также английской, немецкой, швейцарской и голландской школ. Многие из них были подарены А. П. Боголюбову его коллегами и друзьями, часть приобретена у антикваров.

Достойное место в коллекции основателя музея занимают листы французского гравёра-репродукциониста Жана Пьера Мари Жазе (1788-1871). Он работал преимущественно в технике акватинты и черной манеры. Его гравюры выполнены с оригиналов разных авторов – К. Верне, А. Ф. Шопена, Ф. Лёдьё, М. Ж. Гуэ. Три известные картины Гуэ были гравированы Жазе, в том числе лист «Чудо Моисея», который экспонируется на выставке. Жан Жазе обучался у знаменитого мастера цветной гравюры, своего дяди, Филибера Луи Дебюкура. Дебютировал в Парижском Салоне 1817 года, гравировал с картин Ж. Л. Давида, М. Ж. Гуэ, И. Белланже, Н. Госсе, Г. Риго, К. Верне и других популярных художников. Исполнял в основном жанровые сцены, сцены охоты, пейзажи, композиции на религиозные темы. На выставке экспонируется десять листов Ж.П.М. Жазе, выполненных в разных жанрах.

Гравюры «Исход израильтян из Египта», «Чудо Моисея», «Пир Вальтасара» и другие отображают значимые события в истории христианства. Долгое время именно религиозная тематика занимала в изобразительном искусстве Европы ведущее положение. Ярко это проявилось в период Средневековья и Возрождения. Жан Жазе является одним из немногих художников-гравёров XIX века, кто создал целую серию гравюр с оригиналов разных живописцев, посвященных сюжетам Библии. Выполненные в технике акватинты, сложные композиции подробно передают атмосферу происходящего. Плавное и динамичное сочетание черного и белого, приглушенных оттенков серого органично создает как масштабные виды, так и разнообразные детали сюжетов. Профессиональное владение техникой, тщательность исполнения, а также монументальный размер листов делают работы Ж.-П. Жазе эффектными и понятными для восприятия.

Его акватинты «Нападение волков», «Охота на льва», «Морской бой» и другие созданы в анималистическом и батальном жанрах. Такие темы были всегда популярны, привлекали своей эмоциональностью, как правило, выполнялись на заказ и пользовались значительным спросом. Являясь в большей степени воображаемыми, сцены охоты передавали самые напряженные моменты действия, были пронизаны динамикой и энергией. Большое внимание уделялось построению композиции, передаче особенностей изображаемых людей и животных. Художник должен был в совершенстве знать анатомию, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на них. При оценке художественного произведения талант и мастерство автора играли главную роль, важно было не ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты.

Творчество Жана Жазе впервые представлено так объёмно и разнообразно.

На выставке можно увидеть несколько листов немецкого рисовальщика и гравера Эрнста Людвига Рипенхаузена (1765-1840) из альбома «Жизнь игрока. Модный брак». Это издание выполнено с известной одноименной серии гравюр (1745) знаменитого английского художника Уильяма Хогарта (1697-1764), в которой автор с основательностью бытописателя рассказывает о нравах современного ему общества.

Портретный жанр представлен двумя гравюрами с оригиналов великих мастеров живописи Рафаэля и Ван-Дейка. Они выполнены французскими гравёрами А. Люра и С. Ситтелем.

Одним из любимых А. П. Боголюбовым был жанр марины. Окончив в звании мичмана в 1841 году Морской кадетский корпус в Петербурге, Алексей Петрович служил адъютантом у вице-адмирала Александра Алексеевича Дурасова. По окончании Академии художеств был назначен художником Главного Морского штаба. Его коллекция включает большое количество произведений морской тематики – марин и морских баталий, он сам был моряком, и досконально знал эту тему. В витринах находятся работы неизвестных европейских гравёров-современников А.П. Боголюбова – виды парусных судов, изображения гаваней прибрежных городов.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2024 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС:
410600 г. Саратов, Радищева, 39
АДРЕС ДЛЯ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ:
410012 г. Саратов, ул. Радищева, 41
+7 (8452) 26-28-55, +7 (8452) 26-16-06
E-MAIL: info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"