Музей как место памяти
Автор: | Красноперова Лидия Петровна |
28 сентября в Институте истории и международных отношений СГУ прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Музей как место памяти: прошлое и настоящее», организованная совместными усилиями Саратовского областного музея краеведения и кафедры региональной истории и музееведения на базе СОМК. Тема конференции оказалась актуальной, она отразила как теоретический, так и практический уровень проблемы.
В работе конференции приняли участие более 40 человек - преподаватели вузов, сотрудники музеев, учителя школ, экскурсоводы, частные коллекционеры и руководители школьных музеев; представители не только исторической науки, но и политологии, философии, филологии, культурологии, теологии.
Большой интерес у участников конференции, особенно у сотрудников Радищевского музея, вызвал доклад саратовского историка Максима Зайцева «Петух и жемчужное зерно: обсуждение Саратовской городской думой идеи создания Радищевского музея». Бытует мнение, что представители саратовского купечества, составлявшие на тот момент большинство в городской Думе, возражали против выделения средств на строительство здания, поэтому решение вопроса затягивалось. Из-за этой медлительности Алексей Боголюбов был вынужден обратиться к Ивану Тургеневу с просьбой написать в Саратов текст ультиматума. Писатель сравнил ситуацию с сюжетом басни Лафонтена «Петух и жемчужное зерно». Всё это общеизвестные факты.
Автор доклада Максим Зайцев обратился к протоколам заседаний Думы и выяснил, что решение о строительстве музея было принято сразу большинством голосов. Задержка окончательного решения, возмутившая Боголюбова, была связана с различными сопутствующими обстоятельствами: в Думе обсуждалось местоположение музея, вопрос о совмещении в одном здании, помимо музея и рисовальной школы, нескольких учреждений, в том числе биржи. Возможно, в кулуарах высказывались сомнения в нужности музея, но официальные документы демонстрируют благожелательное отношение саратовцев к его строительству. В советское время поддерживалась тенденция очернения дореволюционного прошлого. Например, считалось, что власть могла запретить Боголюбову дать музею имя Радищева. На самом деле, как выяснилось, никакой преграды в именовании музея не существовало.
Теперь развеялся ещё один популярный миф об отсталости, ретроградности Саратовской городской Думы 1880-х годов.
Радищевский музей представил на конференции доклады, связанные с изучением музейной коллекции. В своём докладе «Осколки Серебряного века. Рисунки из коллекции петербургского архитектора в Саратове» сотрудник музея Вероника Приклонская познакомила слушателей с личностью петербургского коллекционера Михаила Еремеева, волею судеб оказавшегося жителем города Энгельса. От него в коллекцию музея поступила небольшая, но целостная коллекция рисунков русских художников начала XX века.
Ирина Яфарова представила на конференции доклад «Павел Свиньин – художник, писатель, мечтатель, лжец». Интерес к неординарной личности полузабытого ныне деятеля русской культуры XIX века появился в связи с изучением коллекции русского рисунка Радищевского музея.
Третий доклад от Радищевского музея (автор Лидия Красноперова) связан с событием, произошедшим ровно 100 лет назад. Осенью 1918 года из Народного дворца, известного саратовцам как Дом офицеров, в музей поступили два больших живописных полотна европейских художников, которые (редкий случай) сразу попали в экспозицию, где можно их видеть до сегодняшнего дня: «Моисей, иссекающий воду из скалы», картина XVIII века, подражающая стилю великого венецианского живописца Якопо Бассано, и натюрморт «Аллегория бренности» французского художника XVII века Мишеля де Буйона. Обе картины были когда-то рассчитаны на дворцовый размах, а реквизированы были в частном доме С.А. Беляевой на улице Большой Сергиевской, 74.
Темой нескольких докладов стала Великая Отечественная война, отражённая в письмах и дневниках её участников.
Общий интерес вызвал доклад Сергея Рубцова «Детские выставки в экспозиционном пространстве литературного музея Константина Федина». Возникла оживлённая дискуссия, вызванная актуальностью проблемы привлечения публики в музеи.
Конференция «Музей как место памяти» – хорошая возможность обсудить в профессиональном сообществе наболевшие вопросы жизни музеев. Провести следующую конференцию устроители планируют ровно через год.