Автор:  Красноперова Лидия Петровна

Всероссийская научная конференция, осветившая одну из актуальных тем современной культуры, состоялась в Саратовском государственном техническом университете им. Ю.А. Гагарина 12-14 сентября.

Замысел организаторов, программа конференции необычны и очень интересны. Участникам конференции была предоставлена возможность ознакомиться с музейным пространством технического университета. Доклады сотрудников этого вуза основывались на материалах экспозиций музея истории СГТУ, музея естествознания, музея радио, музея бытовой инженерии.

Для большинства из присутствующих это стало открытием целой планеты музеев, малоизвестных широкому кругу саратовцев.

Плодотворность дискуссий обусловлена участием в конференции музеев различного профиля: например, музея землеведения при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, музея-усадьбы Н. Г. Чернышевского, музея боевой и трудовой славы из Саратова. Оказалось, что несмотря на различие направлений, их сотрудников многое объединяет.

Главным стержнем работы любого музея признано изучение коллекций. На этом фундаменте строится просветительская, общественная деятельность.

Радищевский музей представил доклады, раскрывающие методы исследования произведений искусства.

Заведующая отделом зарубежного искусства Татьяна Савицкая выступила с докладом: «Комплексные исследования западноевропейской живописи: по материалам выставки «Оригинал, копия, подделка». На примере двух картин, долгое время находившихся в пределах одной экспозиции, в качестве произведений голландских мастеров XVII века («За шитьем» Питера ван Норта и «Игра в карты», считавшегося работой Якоба Дюка) был показан путь эксперта, наглядно продемонстрировано отличие работы копийно-имитационного метода XVIII – начала XIX века от оригинала XVII века.

На вопрос слушателей, может ли копия или более поздняя имитация находиться в экспозиции музея, автор доклада ответила: может, если она имеет художественно-историческую и музейную ценность. Но в любом случае зритель должен получать правдивую информацию об экспонате, будь то копия или оригинал.

Большой интерес вызвал доклад Марии Щетиной «Исследования зарубежной скульптуры в собрании Радищевского музея». В итоге исследований, проводившихся кандидатом геолого-минералогических наук, старшим научным сотрудником НИИ геологии СГУ им. Чернышевского Тамарой Букиной, выяснилось, насколько часто в практике скульпторов конца XIX века применялись искусственные материалы, имитирующие натуральный камень. В изучении скульптуры важно, с каким материалом работал мастер. Во второй половине XIX века, когда собирались многие русские коллекции, «...умение работать во всех стилях, имитировать практически любой материал и при этом, что очень важно, создавать художественное изделие, вполне доступное относительно широкому кругу людей, очень импонировало публике».

Изучение коллекции дало возможность выявить шедевры среди картин, десятилетиями находящихся в запасниках.

Лидия Краснопёрова, автор еще одного доклада от Радищевского музея, в качестве примера представила историю картины итальянского живописца XVI века «Крещение Господне» кисти Якопо Цангвиди, прозванного Бертойей. Это монументальное полотно, являвшееся алтарным образом одной из итальянских церквей, пережило реставрации, поновления. Значительная часть его была переписана. Многочисленные переделки авторской живописи привели к тому, что полотно, приобретённое для Эрмитажа первым директором парижского Лувра Домиником Виван Деноном, долгое время не привлекало к себе внимания. В то же время видевший картину в канцелярии Эрмитажа искусствовед Александр Трубников назвал её «великолепной».

Сотрудник Радищевского музея Николай Батаев виртуально освободил картину от позднейшей переделки, и она предстала перед участниками конференции такой, какой её создал художник. Реставрация этого произведения – дело будущего. Одним из результатов нынешнего исследования стало осознание необходимости восстановления картины XVI века, которая является единственным алтарным церковным образом итальянского живописца эпохи Возрождения в коллекции Радищевского музея.

Хочется поблагодарить организаторов – СГТУ им. Ю. А. Гагарина за творческий, неформальный подход в проведении конференции и за возможность участия в ней сотрудников художественного музея имени А. Н. Радищева.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений