«Боголюбов и его время» Русская оригинальная графика второй половины XIX века

Автор:  Боровская Марина Игоревна - заместитель генерального директора по научной и экспозиционно-выставочной работе

  • «Боголюбов и его время» Русская оригинальная графика второй половины XIX века

Выставка из цикла «Графический альбом Радищевского музея» представляет один из лучших и редко экспонируемых разделов музейного собрания – акварели и рисунки русских художников второй половины XIX века.

Заданный ракурс – «А.П. Боголюбов и его время» – подразумевает не только исключительное место основателя Радищевского музея в его истории и в формировании богатейших музейных коллекций, но и весьма заметную роль Боголюбова-художника, общественного деятеля, наставника молодых мастеров в культурной жизни России второй половины XIX столетия.

Несколько работ самого Боголюбова («Венеция», «Постройка у подножия гор», «Баку», «Вечер у К.А. Савицкого в Париже») дают представление о его творчестве как рисовальщика, свободном владении им различными техниками рисунка, эволюции почерка к раскрепощённости и экспрессии, о тонком вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрной графике.

Боголюбов-собиратель представлен избранными листами из его обширной графической коллекции: «Крым. Чатырдаг» Ф.А. Васильева, «Печёрская слобода. Нижний Новгород», «Схевенинген» К.Ф. Гуна, «Тяга судов к берегу в Голландии» Н.Е. Сверчкова, «Перевозка жернова» П.О. Ковалевского. Основной же материал экспозиции составляют акварели и рисунки его современников, поступившие на протяжении всей, более чем 130-летней, истории музея из разных источников.

К характерным приметам изобразительного, в том числе, графического искусства второй половины XIX века, следует отнести параллельное существование реалистической линии, связанной с деятельностью художников-шестидесятников и Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), и академической традиции.

К ярким представителям последней принадлежал Фёдор Андреевич Бронников (1827–1902) – исторический живописец, однокурсник по Академии художеств и многолетний друг Боголюбова. Проживший большую часть лет в Риме Бронников подарил саратовскому музею вскоре после его открытия значительную часть своего живописного и графического наследия. Более 120 работ маслом и около 270 его акварелей и рисунков стали одним из самых крупных поступлений за всю историю музея. Представленные в экспозиции листы («Вход Господень в Иерусалим», «Убийство князя Михаила Черниговского в Орде», «Рогнеда, покушающаяся на жизнь Владимира», «Любовная сцена», «Итальянка на скамейке. Капри», «Кавалер», «Кардинал», «Итальянец с киркой», «Злоумышленники, подстерегающие прохожего. (Римская ночь)», «Мозаичисты перед “Судом трёх” в Венеции во второй половине XVI века») раскрывают жанровую широту и многообразие технических приёмов талантливого художника, пройденную им серьёзнейшую школу академического рисунка.

В год открытия музея (1885) от ТПХВ поступил альбом рисунков к иллюстрированному каталогу XII передвижной выставки, состоявшейся на год раньше. Из них в экспозиции находятся пейзаж В.Д. Поленова «Античные руины. (Храм Юпитера в Баальбеке)», единственный в собрании музея рисунок знаменитого мастера, сохранивший свежесть пленэрного впечатления, «Портрет отца художника с книгой» И.Е. Репина, а также работа Г.Г. Мясоедова «Скалы Георгиевского монастыря». Выполненные в технике рисунка пером листы демонстрируют богатейшую палитру выразительных возможностей этого востребованного инструмента – от экспрессивного наброска до скрупулёзной штудии.

Разнообразие творческих поисков в сфере национального пейзажа раскрывается в работах выдающихся живописцев-пейзажистов И.И. Шишкина («Лес», «Дубы», «Лес с дорогой») и А.К. Саврасова («Ели у воды»), чьим рисункам присуща неповторимая индивидуальность и самостоятельная художественная ценность. Центральное место рисунка «Лес» Шишкина – виртуозной «графической картины» – обусловлено не только его выделяющимся размером, но и участием этого листа в первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 году. А.К. Саврасов, часто использовал загрунтованную и тонированную бумагу, позволявшую рисовать различными инструментами, а также процарапывать её иглой. Такой приём в рисунке «Ели у воды» оттеняет серебристый блеск карандаша, придавая работе особый артистизм.

Рисуночное наследие ещё одного знакового художника этой эпохи В.И. Сурикова представлено камерным наброском «Фигура девушки». Тем не менее он запоминается исключительной точностью позы и жеста, переданными буквально несколькими линиями, в целом выразительностью облика модели.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений