Несокрушимые стены незримого оплота

Автор:  Ильина Ирина Анатольевна - заведующий сектором

В саратовском крае, неразрывно связанном с непростой историей российского старообрядчества, продолжают существовать памятники, дорогие сердцу каждого ревнителя старой веры. Полуразрушенные или разрушенные целиком, переименованные они напоминают о духовных подвигах известных и неизвестных нам подвижников.

В последние годы благодаря активной деятельности небольшой Хвалынской общины Русской Православной старообрядческой Церкви идет борьба за сохранение оставшихся объектов. Совсем недавно, 7 апреля 2017 года, был возвращен руинированный Успенский собор Свято-Успенского мужского старообрядческого монастыря в Черемшане. Сейчас члены общины пытаются привести в порядок храм, долгое время использовавшийся как корпус черемшанского санатория. Кроме того, хвалынские староверы стараются приобщить к храму келию основателя монастыря – святого преподобного Серапиона Черемшанского, приспособленную сейчас под жилые помещения социально-оздоровительного комплекса «Пещера монаха», и монастырское кладбище, на территории которого в советские времена была устроена танцплощадка.

4 июля 2018 года в городе Балаково происходило водружение купола на строящийся храм святого преподобного Серапиона Черемшанского. К этому событию, тщанием его настоятеля – отца Михаила Родина и настоятеля саратовского старообрядческого Успенского храма – отца Вадима Коровина, была приурочена выставка «Черемшан. Возвращение». Выставка открылась 3 июля в Городском выставочном центре МУК г. Балаково. На ней представлены картины балаковских и саратовских художников на духовные темы, документы, иллюстрирующие историю Черемшанских старообрядческих монастырей, а также предметы христианских древностей – нательные и нагрудные кресты, панагии, меднолитые иконы, просфорные печати, церковная утварь и облачения, самые ранние из которых датируются XI веком. Выставку можно посмотреть до 29 сентября.

В рамках проходящих мероприятий, были организованы поездки по местам легендарных Иргизских монастырей, игравших значимую роль в истории российского старообрядчества – Средне-Никольский мужской монастырь, известный сейчас как Свято-Никольский женский монастырь Покровской епархии Русской православной церкви Московского Патриархата, расположенный в окрестностях города Пугачева Саратовской области, и Нижне-Воскресенский мужской монастырь, ныне также принадлежащий официальной церкви, находящийся недалеко от города Балаково. Отец Вадим Коровин показал паломникам сохранившиеся святыни Черемшана (в пригороде Хвалынска), в том числе Успенский собор Свято-Успенского монастыря, пока еще не отреставрированный, но в котором уже проходят богослужения. Кроме того, удалось ознакомиться с коллекциями старообрядческих памятников, хранящимися в Пугачевском краеведческом музее, Хвалынском краеведческом музее и Хвалынской картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина. В этих мероприятиях принимали участие представители старообрядческой общины, также были привлечены исследователи, изучающие историю и культуру старообрядчества. В том числе были приглашены сотрудники Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, обладающего крупнейшим собранием старообрядческих памятников края.

Старообрядческие святыни монастыри и храмы, неоднократно подвергались преследованиям и уничтожались. Но неизменно находились люди, движимые неведомыми силами, которые даже в условиях жесточайших гонений, собирали по крупицам памятники и возрождали то, что казалось безвозвратно утраченным. Так и сейчас, староверческие монастыри левого и правого берегов Волги, уже, казалось бы, несуществующие, продолжают стоять незримым оплотом и призывать сторонников.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений