Картины К.С. Петрова-Водкина - саратовские «посланники» на выставке в Русском музее

Автор:  Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом

  • Картины К.С. Петрова-Водкина  - саратовские «посланники» на выставке в Русском музее

К 140-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина (1878 -1939) 24 мая 2018 года в Русском музее открывается его большая персональная выставка. Так случилось, что каждое поколение россиян открывает своего Петрова-Водкина. Первая выставка художника экспонировалась в Русском музее при его жизни в 1936 году, вторая выставка была организована там же при деятельном участии директора музея В.А. Пушкарёва в 1965 году и вызвала волну интереса к забытому к этому времени художнику. Тогда вышли первые монографии В.И. Костина, Ю.А. Русакова, поставившие творчество художника в ряд выдающихся имён мировой живописи. И вот спустя полвека после этой судьбоносной выставки ещё одна попытка узнавания и обретения «неузнанного» художника. Конечно, за почти 80 лет после смерти Кузьмы Сергеевича его работы экспонировались на многочисленных выставках и среди работ его современников, и среди работ его многочисленных учеников на двух выставках в Русском музее и галерее Ильдара Галеева, и в постоянных экспозициях многочисленных музеев страны. Но так полно его творчество будет представлено всего лишь в третий раз, поэтому выставка событийная.

К.С. Петров-Водкин – художник сложный для осознания при всей кажущейся простоте и реалистичности его живописи. Мировоззренчески он «перегнал» не только своих современников, но и нас – в этом и трудность восприятия его творчества, которое, собственно, отражает это мировоззрение. Как говорил Кузьма Сергеевич: «Картина – это сам художник». Петров-Водкин за 60 лет, прожитых на Земле, эволюционировал в своём сознании: пробиваясь к своей сущности, он открывал в себе образ человечества. В одном из писем матери из Парижа в 1906 году, когда художнику было 28 лет, он уже сформулировал всю «программу» своей жизни: «Мне кажется, что самое трудное в жизни людей, мне подобных, это переход через всю ширину жизни: от Сергея Фёдоровича (отца, хвалынского грузчика и сапожника – В.Б.) надо было пройти через многое, что люди веками изучали, копили, над чем мучались мыслями, и к этому ещё прибавить своё, и этим всем, нахлынувшим, невиданным овладеть и не захлебнуться, и не стать ни лакеем всего этого, и не разбить в этом что-нибудь ценное, подобно дикарю…». Кузьма Сергеевич вобрал в себя многие стадии мирового Духа: и архаическую Грецию, и Византию, и ренессансный титанизм, и символизм, и модернизм в различных его проявлениях – и наполнил всё это космическими ощущениями органической целостности, подаренными ему хвалынскими пространствами.

Кураторам предстоящей выставки важно показать быстрое преодоление Кузьмой Сергеевичем тех ступеней эволюционной «лестницы», о которых он писал в письме матери, поэтому на будущую выставку решено было взять 11 работ Петрова-Водкина из Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и его филиала – Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. Дело в том, что на родине художника хранятся его работы времени учёбы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества: «Двое в лодке» (1896), «Ваза на фоне мастерской» (1897), «Волжский этюд» (1900-е), «Хвалынск. Избы на фоне белых гор» (1901), «Наблюдатель» (1903), «Автопортрет в берете» (1903), «Портрет матери» (1903) и др. Раннее творчество художника мало представлено в столичных музеях. В хвалынский музей К.С. Петрова-Водкина все эти работы были переданы в 1950-е годы вдовой художника М.Ф. Петровой-Водкиной, когда появилась идея создания на родине художника мемориальной комнаты в краеведческом музее. А позже, когда уже существовала картинная галерея им. К.С. Петрова-Водкина, в 1980-е годы, некоторые ранние этюды и графические произведения поступили от дочери художника Е.К. Дунаевой. Из хвалынского филиала на выставке будет экспонироваться и последняя работа Кузьмы Сергеевича «Семья командира» (1938), а из музея им. А.Н. Радищева – одна из лучших работ художника «Две девушки» (1915), вариант известной картины «Девушки на Волге».

Большая часть жизни К.С. Петрова-Водкина была связана с городом на Неве. В Санкт-Петербурге Кузьма Сергеевич учился в школе технического рисования барона Штиглица, здесь прошла его первая выставка в 1909 году и вся дальнейшая его жизнь была связана с Петроградом – Ленинградом. Петров-Водкин был первым председателем Ленинградского отделения Союза художников. Русский музей - обладатель самой большой коллекции работ художника. И несмотря на то, что картины вернутся в родные саратовские и хвалынские стены нескоро (выставка в ГРМ будет экспонироваться всё лето), сотрудники музея решились на этот шаг для наиболее полного взгляда на творческий путь К.С. Петрова-Водкина. 


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений