2000-2015

Начало нового этапа в истории музея совпало с началом XXI века. В 2001 - 2007 годах прошли масштабные ремонтно-реставрационные работы в историческом здании Радищевского музея. Проектная фирма «Симаргл» (Москва) и инженерно-технические службы музея сделали всё возможное для сохранения уникального памятника. Были устранены причины, приведшие к аварийному состоянию здания, установлены системы охранно-пожарной сигнализации, вентиляции и кондиционирования, теплоснабжения, освещения и повески экспонатов, отвечающие самым современным техническим требованиям.

В октябре 2007 года зрителям была представлена обновленная экспозиция, демонстрирующая шедевры коллекции русского и западноевропейского искусства – результат напряженной творческой работы всего музейного коллектива. Созданы мемориальные залы, посвященные жизни и творчеству А.П.Боголюбова, истории музея. Открыты залы, специально предназначенные для экспонирования большой и разнообразной графической коллекции.

Основной площадкой для выставочной деятельности стал Гимназический корпус, второе здание, принадлежащее Радищевскому музею.

Саратовцы имеют возможность знакомиться с выставками из собраний лучших российских музеев. За последнее десятилетие экспонировались произведения из Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музеев Московского Кремля, Исторического и Литературного музеев, музея – заповедника «Павловск», Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, из музеев Ярославля, Самары, Кирова. Значительными для музея и для Саратова событиями стали выставки «Искусство Испании XIII-XIX веков» из фондов Эрмитажа в 2010 году к 125-летию музея, «Величие Российской Империи» из фондов Музеев Московского Кремля, «Нико Пиросмани. Живопись» собрания Музея современного искусства в 2015 году к 130-летию музея.

К числу несомненных удач следует отнести выставочные проекты из собрания музея: «Острые углы. Искусство русского авангарда», «У времени в плену. Искусство 1920-1930-х годов», «Собиратели. Русские коллекционеры XVIII- XX веков», «Связь времен», «Русский авангард: столицы и провинция». Благодаря такому соединению по-новому, с современными акцентами были представлены этапы развития отечественного искусства XX века. Запомнились зрителям и всероссийские и межрегиональные проекты: «Мир детства» (с ГМИИ имени А.С. Пушкина), «Товарищество передвижных выставок в Саратове» (с Государственной Третьяковской галереей), «Гроза 1812 года» (с Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником), «Золото сарматов» (с Астраханским государственным объединенным историко-архитектурным музеем-заповедником), «Образ Востока в русском искусстве I пол. ХХ века» (с РОСИЗО, Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Музеем искусства народов Востока), «Театр Михаила Шемякина» (с Фондом Михаила Шемякина. Г. Санкт-Петербург).

В течение десятилетия проходят юбилейные мероприятия, включающие выставки, научные конференции, акции, творческие встречи, научные публикации, посвящённые юбилеям художников В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина. Постоянно экспонируются и персональные выставки современных художников Москвы, Петербурга, Саратова.

Музейные работы постоянно принимают участие во всероссийских и международных выставочных проектах. В первую очередь это касается произведений художников русского авангарда, которые побывали в США и Великобритании, Испании и Греции, Монако и Лихтенштейне, Италии и Германии. Около сорока работ художников «саратовской школы» - живопись, графика, скульптура - стали основой выставки «Русский символизм. «Голубая Роза» в рамках фестиваля «Европалия-Россия» (Бельгия, Брюссель).

Радищевский музей изначально задумывался А.П.Боголюбовым как просветительное учреждение - «дабы возвысить образовательное дело юношества». Коллеги единодушно признают большой опыт, накопленный сотрудниками, занимающимися образовательной и научно-просветительской деятельностью, их неиссякаемую энергию, преданность своему делу. Недаром уже много лет музей поддерживает плодотворные партнерские связи с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, участвует в разработке современных педагогических программ, принимает активное участие в образовательных проектах международного и российского масштаба.

Необходимость обобщить разнообразные формы научно-просветительской и образовательной деятельности и применить лучшее в работе всех музейных подразделений привела к организации в 2010 году «Центра эстетических и образовательных программ». На ближайшие годы его главной задачей будет интеграция опыта музейной педагогики в обновляющуюся систему образования, работа с социально незащищенными группами населения, семейными посетителями.

Научно-исследовательская работа, которую постоянно ведет музей, имеет давние и прочные традиции. Её главным направлением является изучение музейной коллекции, которое в последние годы вышло на совершенно новый качественный уровень. Достойным итогом стал выход в свет трёх томов каталога музейного собрания - «Русская живопись XVIII-начала XX века», «Зарубежная живопись, скульптура, оригинальный рисунок, шпалеры», «Русская живопись XX –начала XXI века». Они были высоко оценены специалистами, которые отметили полноту и достоверность сведений, сообщаемых о произведениях, интересные и убедительные атрибуционные находки. Продолжается работа над тремя следующими томами, посвященными коллекциям культового искусства, оригинальной графики и скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Немалое внимание в научно-исследовательской работе уделяется изучению художественной культуры Саратовского края, творчества художников-саратовцев. Среди изданий последних лет – воспоминания М.Ф. Петровой-Водкиной «Мой великий русский муж», книга - альбом «В.М. Юстицкий», посвященная яркому и талантливому художнику 1920-1950-х годов. Сотрудники музея приняли самое активное участие в подготовке книги «Саратов художественный. XIX – XX века». К 125-летию музея вышли в свет биобиблиографический указатель «Художники Саратова и Саратовской губернии», включающий более восьмисот персон, и большая иллюстрированная книга «Радищевский музей. Факты. События. Люди». К 130-летию музея был издан альбом «Русский авангард: столицы и провинция». На страницах альбома читатель увидит комментированные качественные воспроизведения картин знаменитых художников объединения «Бубновый валет» – П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька, И. Машкова, А. Куприна, а также не столь известных авторов других творческих союзов – В. Баранова-Россинэ, Ф. Захарова, И. Школьника и других.

Постоянно внимание к личности и творчеству А.П. Боголюбова. Для того, чтобы известность его была как можно более широкой, в 2006 году были переизданы его интереснейшие мемуары «Записки моряка-художника», сделан DVD - диск «А.П. Боголюбов» на русском и английском языках.

Жизнь музея успешно вошли информационные технологии, позволяющие с помощью современной техники вывести традиционные виды музейной деятельности на качественно новый уровень.

Полным ходом идет оцифровка коллекции, что очень важно для решения учетно-хранительских и исследовательских задач, повышение качества полиграфических изданий, увеличение количества мультимедийных ресурсов, выведение услуг для посетителей на более высокий современный уровень, и - по большому счету – для того, чтобы богатства музейных фондов стали доступными и специалистам, и всем любителям изобразительного искусства.

Уже сейчас на базе существующих электронных ресурсов, созданных как сотрудниками музея, так другими компаниями, активно действует информационно-образовательный мультимедийный комплекс «Виртуальный художественный мир», предназначенный для посетителей.

Виртуальные посетители могут познакомиться с современным мультимедийным порталом «Новости Радищевского музея», который ежегодно посещают более 100 тысяч человек. Пользуются популярностью проекты музея на страницах соцсетей - количество подписчиков - около 2 000, количество посещений - более 30 000 в год.

Создание сети филиалов Радищевского музея не просто расширило территориальное влияние, но и завершило объективные процессы в развитии культурной ситуации вокруг Радищевского музея в течение XX века и дало возможность говорить о его развитии в XXI уже как уникального экокультурного объекта Поволжского региона и России. При развитии соответствующей инфраструктуры вполне возможно в будущем создание российского туристического маршрута «Изумрудное ожерелье Саратова».

Награды музея

Диплом победителя в номинации «Душа России» Всероссийского фестиваля «Интермузей-2001»

Диплом победителя конкурса «Социальное партнерство» в рамках Окружной ярмарки социальных и культурных проектов Поволжского федерального округа (2002)

«Гран – При» Всероссийского фестиваля Интермузей – 2003

Диплом Всероссийского фестиваля Интермузей-2004 «За верность избранному пути»

Диплом победителя Всероссийского фестиваля Интернет-проектов «Новая реальность» в номинации «Образование и культура» (2005)

Диплом ГРМ за участие в Международном проекте «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока» (2005)

Грантовая поддержка социально-культурного проекта «Музейная долина»

фондом В. Потанина в рамках конкурса социально-культурных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире». (2004-2005)

Благодарность Российской Академии художеств за участие в организации и проведении выставки З.К.Церетели (2006)

Грамота Министерства культуры Саратовской области за добросовестный труд и вклад в развитие культуры (2008)

Патриаршая грамота в благославление за усердные труды во славу русской православной церкви (2009)

Победитель конкурса «Волжский Меркурий 2010» в номинации «Культура и искусство» (2010-2014)

Елена Савельева