1930-1940

1930-й год начался в Радищевском музее, который в официальных бумагах стали именовать художественным отделом Нижнее-Волжского Краевого музея, с тревожных событий.

В марте в Саратове приехали сотрудники Эрмитажа С.Н. Тройницкий, В.Ф. Левинсон-Лессинг и эксперт Э.И. Богнар. Эта тройка именовалась ударной правительственной бригадой. По поручению конторы Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей «Антиквариат» они должны были произвести отбор и оценку произведений из музейной коллекции для дальнейшей передачи их «Антиквариату».

Результатом работы стал приказ из 26 пунктов. «Пункты», в которых значились произведения из первоначальной боголюбовской коллекции, живопись и графика, поступившие из частных собраний, тянули на сумму 67 400 рублей. Гравюры Дюрера, «Пейзаж с хижинами» голландца Ван Гойена, рисунки и акварели французов Фрагонара, Беланже, Девериа… Вскоре изъятия повторились. Госфонд забирал изделия из золота, серебра, бронзы, ковры.

Экспонаты уходили на зарубежные аукционы, чтобы принести стране средства для разворачивающейся индустриализации. Распродажа коснулась столичных музеев и, в первую очередь, Эрмитажа, принеся невозвратимые потери коллекциям и немалые нравственные испытания людям, которые участвовали в происходившем. Ведь речь шла не о перераспределении экспонатов между музеями и городами, которое в 1920-е годы было обычным явлением. Теперь для выполнения валютного финплана государство продавало то, что по закону должно было охранять. Уникальные произведения порой «заказывались» известными зарубежными коллекционерами, а качество выброшенного на рынок было столь высоко, что изъятия из провинции не находили покупателей.

После аукционов 1931-1932 годов в Лейпциге и Вене часть «нерентабельных для реализации» вещей вернулась в Ленинград. Среди них были и произведения из Радищевского музея. Они остались в Эрмитаже, только «Замок Пьерфон» Камиля Коро возвратился обратно в 1965 году.

На всероссийской конференции музейных работников 1930 года была поставлена задача превращения музеев в «культпросветкомбинаты», в которых образование и просвещение заменяла пропаганда и агитация. Возникло понятие - «советский художественный музей». Первое определение требовало, чтобы экспозиция строилась по социологическому методу.

В Радищевском музее готовились показать «Западноевропейскую живопись и художественное производство XI-XVII веков, эпохи феодализма и торгового капитала» и «Русскую живопись торгово-промышленной эпохи в России в XIX веке». Однако в мае 1930 художественный отдел Нижневолжского краевого музея сильно потеснили. В залы первого этажа был перемещен историко-революционный отдел.

Такое соседство ко многому обязывало, поэтому для уяснения идеологических задач и «ознакомления с методами экспозиции художественных музеев» Александра Петровна Ручьева, новый заведующий, и научный сотрудник Наталья Оболенская были специально посланы в Москву.

Предлагавшиеся методы были грубоваты, зато политически безупречны. Так были созданы экспозиции «Религиозная и мифологическая живопись Западной Европы в эпоху феодализма и торгового капитализма», «Живопись буржуазии в Голландии XVII века». Если сами картины недостаточно убедительно рассказывали о классовом сознании, в ход шли подробные этикетки, пояснительные тексты, диаграммы.

Дела в музее откровенно не ладились. «Немарксистские специалисты» А.В. и В.В.Леонтьевы, с трудом откликавшиеся на политические смены вех, составляли карточки на произведения музейной коллекции, регулярно занимались фотосъемками отдельных экспонатов и решать идеологические задач никак не могли.

Летом 1932 год директор Нижне - Волжского музея П.С.Рыков, сделал заведующим Николая Михайловича Евдокимова, выпускника художественного училища, которого всего год назад взяли на должность экскурсовода. Назначение оказалось неудачным, не сдав, как положено, музейной документации, не поставив никого в известность, Евдокимов в средине 1933 года уехал из Саратова. Неожиданно образовавшуюся вакансию заняла Н.И. Оболенская.

В январе 1936 года Саратовский художественный музей вошел в список из двадцати музеев, которые переходили в подчинение Всесоюзному комитету по делам искусств. Еще через год художественный отдел Областного музея превратился в самостоятельное учреждение.

В феврале 1937 года четыре зала заняла выставка памяти А.С.Пушкина. Столетие смерти «солнца русской поэзии» с официально санкционированным размахом отмечалось тогда по всей стране. О жизни и творчестве поэта рассказывали гравюры, репродукции и фотографии картин, портретов, рукописей Пушкина с пояснительными текстами, смонтированные на специально оформленных щитах. Щиты дополняли отдельные экспонаты, витрины с книгами, живопись и скульптура саратовских художников, детские рисунки, материалы саратовского архива.

В апреле 1937 года директором был назначен Иван Дмитриевич Бурмистров, имевший художественное образование и опыт административной работы. Новый руководитель демонстрировал политическую зрелость, принимая решения « преодолеть все производственные задач принципами социалистического соревнования», «поднять работу с посетителями поднять на принципиальную политическую высоту, проявить максимальную бдительность в сохранении ценностей».

За три года произошло полное обновление коллектива. В мае 1939 директор, окончательно сломав «традиции прогнившего либерализма и консерватизма» издает приказ об увольнении Леонтьевых.

На работу в музей принимаются молодые сотрудники, средний возраст работающих в это время - около тридцати лет. На новую должность заместителя директора по научной работе приглашена Инна Фомина, выпускница Ленинградского университета. Один за другим приходят воспитанники художественного училища Владимир Власов, Константин Частов, Георгий Кожевников, Валентин Шевченко.

Деловито и старательно они осваивают азы непривычной музейной науки: чертят планы экспозиций, учатся реставрации. Несмотря на все драматические обстоятельства, стоящие за цифрой «1937», с ними в стены музея возвращается нечто почти неуловимое – ощущение молодости жизни. А то, что «времена не выбирают», подтвердит их дальнейшая судьба – через несколько лет Власов, Частов, Шевченко погибнут на фронтах Великой Отечественной.

После проверки наличия музейного имущества и ремонта залов произошло очередное поэтапное обновление экспозиции. В начале 1939 года часть залов на первом занимает западноевропейский отдел, а в 1940 - к 23 годовщине Октября – открывается экспозиция отдела советского искусства, пополненная новыми произведениями.

Появились должности заведующего запасом и учетчика ценностей. Оборудуются помещения для хранения со специальными стеллажами, сейф. Начинается стационарная работа реставрационной мастерской. Работы для реставраторов прибавилось, так как в музей с большими повреждениями были возвращены произведения из коллекции, выданные в начале 1930-х годов разным саратовским организациям.

В Саратов начали приплывать пароходы с туристами. Пассажиры «Намангана» и «Красного Профинтерна» непременно посещали «Третьяковку Поволжья». Штатный культпросветработник следил за выполнением экскурсоводами целевой установки экскурсии: «На лучших образцах художественной культуры прошлого и настоящего осветить гигантский путь, пройденный нашей страной от нищеты, рабства, невежества к небывалому в истории человечества экономическому, политическому и культурному расцвету нашей жизни, особенно после осуществления сталинских пятилеток и претворения в жизнь Великой Сталинской Конституции».

Замечательно, что на фоне «небывалого расцвета» в 1940 году не забыли о замечательном замысле внука Радищева и отпраздновали 55 – летие музея. Состоялась выставка произведений А.П. Боголюбова и конференция, на которой присутствовали художники, искусствоведы, преподаватели изобразительного искусства. Была сделана попытка создания очерка об истории музея, а Георгий Кожевников начал собирать материалы для книги об А.П. Боголюбове.

Параллельно в порядке шефства над Домом Красной армии были взяты обязательства организовать выставки «Героика русского народа» «Прошлое и настоящее бойца». Приближался 1941 год…

Елена Савельева

1931

июнь – выставка молодых художников

1932

посещение музея начальником сектора науки Народного комиссариата просвещения К.К. Лупполом и специалистом по музейным делам Н.А. Шнеерсоном

1933

апрель - выставка новых поступлений

декабрь – выставка к десятилетию смерти В.И. Ленина

1934

ноябрь - первая краевая выставка саратовских художников

1935

январь - первая краевая выставка работ архитекторов

март - семь картин П.С. Уткина отправлены на выставку в Ленинград

июнь - пятидесятилетие Радищевского музея

1936

подготовка обновленной экспозиции русского искусства конца ХIХ века

1937

Январь – 2-я областная художественная выставка

Ноябрь - областная выставка художественной фотографии

1938

Июнь - выставка работ учащихся

1939

Январь - областная выставка художественной фотографии

Август - выставка произведений Ф.В. Белоусова

Ноябрь - выставка рисунка и акварели из фондов музея

1940

Январь - 4-я областная художественная выставка

Август - передвижная выставка художников Москвы и Ленинграда

Ноябрь – выставка-конкурс проектов памятника Н.Г. Чернышевскому