1904-1917

В начале XX века некоторые остроумцы ещё продолжали называть Радищевский музей «цилиндром на галахе», памятуя об отсутствии мостовых, уличного освещения и неизбывных проблемах Глебучева оврага.

Большинство же саратовцев разных профессий и сословий испытывало законную гордость за столь необычное учреждение, которое способствовало «распространению в крае любви к изящному» и «влияло весьма ощутительно на пробуждение эстетического чувства и вкуса».

К тому же теперь было, куда определить старинную вещь! Прежде чем описывать значительные «саратовские» поступления в музей, вспомним с благодарностью горожан, приносивших сюда золотоордынские монеты, кости неизвестных животных и даже найденный в поле наконечник старинной стрелы, который, правда, при ближайшем рассмотрении оказался плотницким отвесом, а потому в дар принят не был.

Художники, связанные с Саратовом, сочли необходимым подарить открывшемуся музею свои произведения уже к моменту открытия. Уроженец Петровского уезда Алексей Харламов через Боголюбова передал несколько работ, которые и сегодня продолжают оставаться украшением экспозиции. Фирс Журавлев, участник передвижных выставок, саратовец, известный в российском масштабе, к открытию музея подарил картину «Мачеха», позднее две работы поступили от вдовы художника.

Первый в нашем городе профессиональный художник с академическим образованием Дмитрий Россов, сначала передал сам, а потом оставил по завещанию более тридцати графических листов, в том числе видовые акварели, проекты иконостасов. Николай Грандковский, получивший образование в Москве на средства города, в разное время прислал в Саратов более десятка своих работ, семь из них – в музей. Родственники саратовца Василия Сергеева, также учившегося в Москве, в память о ранней смерти талантливого живописца в 1907 году передали его пейзажные этюды.

С выставок Общества любителей изящных искусств, деятельность которого была тесно связана с музеем, в коллекцию приобретены картины работавших в Саратове Льва Игорева, Василия Коновалова, Василия Пискунова. В 1901 году музей стал владельцем картины Сергея Иванова «Этап», для которой художник использовал этюды, написанные в саратовской пересыльной тюрьме.

Дарителями становятся члены архивной комиссии А.Н. Минх, А.А. Тилло, А.А. Голомбиевский, Б.В. Зайковский, которым были близки просветительские идеи Боголюбова. Весьма значительными поступлениями оказались коллекции представителя известнейшего в губернии рода Аркадия Д. Столыпина и бывшего саратовского губернатора Михаила Н. Галкина – Врасского.

В Саратове и усадьбах губернии существовала не одно частное собрание предметов искусства и старины. Факт открытия музея побудил многих владельцев не только показать коллекции согражданам на выставках, но и преподнести дары музею.

От А.Д. Нессельроде поступил фрагмент мраморной скульптуры, найденный при раскопках Римского форума. От Ф.А.Куракина – эффектная многофигурная композиция австрийца Квадаля «Коронация Павла I », прежде украшавшая дворец в усадьбе Надеждино. Владелец усадьбы в Падах В.Л.Нарышкин подарил «Старика-начетчика» И.Крамского и «Кашмирскую долину» В.Верещагина.

Из родового имения в Верхнем Аблязово Кузнецкого уезда ведут свою историю семейные портреты Радищевых. Постепенно в музее сложилась галерея целая портретов саратовцев: купцов, духовенства, общественных деятелей, чиновников. В неё вошли, к примеру, портрет вольского купца В.А.Злобина, портрет И.К.Бошняка, коменданта Саратова во время пугачевского восстания.

В 1910 - 1912 годах музей принимает в дар от Е.В.Александровой «Осенний мотив» и «Портрет сестры» В.Э. Борисова-Мусатова, три его этюда к «Жатве» приобретаются у А.Э.Немировой. Произошло признание художника, чья значимость для русской культуры становилась всё отчетливее.

Лучшие художественные силы города в прямом смысле сосредотачивались в стенах здания на Театральной площади. Сам директор Боголюбовки П.Н.Боев, который выступал с публичными лекциями по искусству и статьями в прессе, организовывал выставки, один из первых начал изучение и фотографирование усадеб Саратовской губернии, был в 1910-е годы заметной личностью.

Елена Савельева

1905

учащиеся Боголюбовского рисовального училища активно участвуют в революционных событиях

1906

директором музея и училища назначен П.Н Боев

1909

декабрь - выставка преподавателя училища А.О.Никулина

1910

июнь – празднование 25-летия Радищевского музея

1911

январь – в экспозиции помещена картина В.Э. Борисова-Мусатова «Осенний мотив»

декабрь - выставка саратовских художников и Московского Товарищества художников

1912

февраль – празднование 15-летия Боголюбовского рисовального училища

декабрь – выставка работ учащихся Боголюбовского рисовального училища

1913

май - выставка петербургских, московских, казанских и саратовских художников

декабрь – выставка работ учащихся Боголюбовского рисовального училища

1914

ноябрь – выставка в пользу раненых воинов

декабрь – выставка работ учащихся Боголюбовского рисовального училища

1916

сентябрь – выставка произведений японского и китайского прикладного искусства, поступивших из музея ЦУТР барона Штиглица