Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Павел Кузнецов. Пространство символизма. По направлению солнца»

Автор:  Тараканова Наталья Сергеевна

Дата мероприятия:  19.10.2023  —  17.12.2023

Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев
Живопись, графика, скульптура, инсталляция
Выставка из частных коллекций (г. Москва)
и собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

«Природа, в которой я воспитывался, подсказала мне ясность живописи,
форма ее диктовала цветовые изменения по направлению солнца»

Павел Кузнецов

Выставка «Павел Кузнецов. Пространство символизма. По направлению солнца» объединит имена трех выдающихся друзей–живописцев: Павла Кузнецова, Петра Уткина и скульптора Александра Матвеева, художников родом из Саратова конца позапрошлого века, города тихого и уютного, затаившегося в котловане гор с которых открывались необыкновенные виды, где «на озаренном зелено-фиолетовом небе золотое солнце, отражалось в водах гигантского пространства Волги…». Они дружили, с юности тянулись к искусству оттачивая вкус на прекрасной русской и западноевропейской коллекции Радищевского музея, посещали Общество любителей изящных искусств, где преподавали прекрасные мастера Василий Коновалов и Гектор Сальвини-Баракки, дружили с Виктором Борисовым-Мусатовым…
 
Вместе уехав учится в Москву, они прошли длинный и яркий творческий путь, ни разу не изменив себе и своей дружбе. Наверное, потому что всегда смотрели в сторону Света и следовали по направлению солнца!
 
Это направление привело их в 1907 году в крымское имение статского советника и мецената Якова Жуковского «Новый Кучук-Кой», возводящего на берегу моря необыкновенный парк — истинный «рай на земле». Кузнецов, Уткин и Матвеев, на волне отшумевшей выставки «Голубая роза», были приглашены для его оформления. По эскизам Павла Кузнецова создались многочисленные мозаичные панно, украсившие стены парковых построек. Петр Уткин работал над росписью интерьеров, а Александр Матвеев создал ряд восхитительных скульптурных групп объединенных возвышенными идеями символизма о человеческом пути; от сна к пробуждению, от земного к высокому. Благодаря абсолютной творческой свободе молодых художников «Новый Кучук-Кой» стал уникальным и единственным в своем роде образцом природно-рукотворного парка эпохи Символизма.
 
Выставка представит давно разрабатываемые сотрудниками Дома-музея Павла Кузнецова темы Саратова как родины русского живописного символизма, дружбы земляков-художников и их творческих исканий, воплотившихся на солнечной крымской земле.
 
Зрители увидят графические и живописные работы из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева – «Амарант» (1900-е), «Роза» (1900-е) Павла Кузнецова и «Крымский пейзаж», «Дождь» (1912), «Вид имения Новый Кучук-Кой» (1912) Петра Уткина. Также будут представлены работы из частных собраний: живопись Петра Уткина «Лунное» и акварель Павла Кузнецова «Эскиз к голубому фонтану» (1905) из коллекции Валерия Дудакова (г. Москва), графика Петра Уткина «Ночь» из собрания учредителя благотворительного фонда «Семь ветров» Николая Малыгина (г. Волгоград), живописное полотно Павла Кузнецова «Цветы» (1905) из коллекции семьи наследников художника и холст Петра Уткина «Утренняя молитва» (1908), любезно предоставленный Любовью Агафоновой, основателем галереи «Веллум» (г. Москва).
 
Впервые будут показаны работы Александра Терентьевича Матвеева из московской мастерской Александра Матвеева. С ее хранителем, архитектором Владимиром Абрамовичем Малахиным, у саратовских музейщиков завязалась дружба еще в 2021 году. Через год, встретившись на выставке «Александр Матвеев и его школа» в музее-заповеднике «Абрамцево», сотрудники Дома-музея Павла Кузнецова рассказали Малахину о случившейся поездке в парк «Новый Кучук-Кой», поделились невероятными впечатлениями от места и проходящих там реставрационных работах. Александр Абрамович изъявил желание показать саратовскому зрителю работы «Мальчик» и «Сидящий мальчика».
 
Гипсовые скульптуры мальчиков являются репликами скульптур, некогда украшавших парк «Новый Кучук-Кой». Их судьба невероятно трагична: одна работа безвозвратно утеряна, вторая – «Сидящий мальчик» или «Мальчик-ручей» (единственная работа Матвеева, выполненная для паркового ансамбля в майолике) – горельеф, разрушающийся в данный момент на территории, граничащей с парком.
 
Для работы над экспозицией был приглашен саратовский художник Михаил Гаврюшов. Это стало логичным продолжением прошлогоднего музейного проекта «Дом-лаборатория: музей Павла Кузнецова как поле для художественного эксперимента», где современными авторами исследовались важные в творчестве Павла Кузнецова темы – Сада, Парка и Степи. Многолетний опыт взаимодействия музейщиков и художников на площадке Дома, доказывает возможность появления чего-то большего, чем просто выставка, это всегда полноценное и независимое художественное высказывание, рождение новых смыслов, а возможно и открытие новых Путей!
 
Надеемся что зритель, оказавшийся в нашем «пространстве символизма», будет очарован так же, как сто лет назад очаровывались гости видами крымского парка «Новый Кучук-Кой».

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры