Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
Платные услуги
A A A

«Осенние дары как самоцветы....» Выставка из цикла «Открывая коллекции»

Автор:  Высоцкая Алёна Львовна

  • «Осенние дары как самоцветы....»  Выставка из цикла «Открывая коллекции»
Дата мероприятия:  30.08.2022  —  27.11.2022
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

«Осенние дары как самоцветы – здесь всё влечёт и вкусом и в цветах…» – третья выставка, проходящая в рамках проекта «Открывая коллекции» в Энгельсской картиной галерее. Она завершает художественный цикл «Искусство натюрморта» и посвящена натюрморту с изображением щедрых даров природы – фруктов и овощей.

На выставке представлены живописные произведения и предметы декоративно-прикладного искусства отечественных мастеров из собрания Радищевского музея в достаточно широком временном диапазоне: 1930 – 2000-е годы.

В начале ХХ века в русском искусстве произошёл расцвет отечественной натюрмортной живописи. Тогда впервые этот художественный жанр получил равное право на существование наряду с другими.

Натюрморту суждено было стать лабораторией нового живописного языка, художники стремились расширить его возможности, что сопровождалось активным поиском новых выразительных элементов в области цвета, композиции и формы. И всё же, на протяжении всего ХХ столетия развитие данного жанра шло неравномерно. В 30-40-е годы прошлого века создание натюрмортов почти прекратилось т.к. данный вид творчества признавался чуть ли не буржуазным пережитком, а искусство должно было служить великой цели построения коммунизма и побуждать людей к новым трудовым подвигам во благо Родины.

На выставке представлены редкие для того времени натюрморты 40-х годов – «Грибы» (1947) В.В. Рождественского и «Натюрморт» (1944) И.Н. Щеглова.

Однако с середины ХХ века натюрморт снова появился на «сцене» советской живописи и стал переживать свой новый подъём. Своеобразными стали советские натюрморты 50-х годов, которые в полной мере отражали яркие особенности современной жизни. Среди наиболее талантливых художников, которые создавали натюрморты в то время, стоит назвать П.В. Кузнецова. Центральное место в экспозиции занимает его работа «Сбор яблок».

Проходя дальше по «ступеням» истории советского натюрморта, нужно обратить внимание также на 60-80 годы прошлого века. Именно тогда в искусстве живописи было замечено проявление значительного интереса к повышенной предметности изображения, стремление художников к эстетизации окружающего мира вещей, которое стало наблюдаться во многих картинах того периода. Примером такой замечательной живописи могут служить представленные на выставке натюрморты Н.С. Барсамова, В.А. Солянова, Г.Г. Карлсен, В.Ф. Чудина.

В конце ХХ – начале ХХI веков картины отечественных художников с изображением натюрморта стали обогащаться новыми темами, использованием оригинальных образов и эффектных художественных приемов. На выставке представлены привлекающие внимание, выполненные в импрессионистической манере работы современных авторов – «Фрукты» (2000) В.Ю. Зотова и «Натюрморт с подсолнухом и грибами» (2004) В.С. Цай.

Важным дополнением и украшением выставки стали предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Радищевского музея – бисквитные модели фруктов и овощей, созданные в «Фарфоровой мастерской Клименкова» (Москва) и керамическая скульптура «Сбор помидоров» 1949 года (Дулевский фарфоровый завод, автор Н.А. Малышева).

На сегодняшний день натюрморт остаётся одним из самых популярных жанров изобразительного искусства, ведь ничто так не радует глаз, как зрелые сливы, оранжевые персики вместе с виноградной лозой, которые на картине создают оригинальную и интересную композицию.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры