Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Выставка хвалынских художников «Неслучайная встреча – 3»

Автор:  Бородина Валентина Ивановна

12 октября в Хвалынской картинной галерее им. К.С. Петрова-Водкина открывается традиционная выставка хвалынских художников «Неслучайная встреча – 3». Традиция выставок местных художников, несколько забытая с 1980-х годов, возродилась три года назад уже при новом поколении художников. Участников всего четверо, и выставку они посвятили ушедшему в январе 2021 года старейшему своему товарищу – художнику Виктору Илларионовичу Шептунову, дружеский шарж на которого «Ларионыч», выполненный Александром Дьяковым, открывает её.

При различии манер, стилевых особенностей общим для всех авторов является одно: напряжённый интерес к окружающей действительности. Художник – это ведь не только и не столько человек, обученный техническому ремеслу, знающий ряд композиционных приёмов в рисунке и живописи, что нередко принимается за «мастерство», но в первую очередь развитие собственного видения, самостоятельного композиционного мышления. Выставка ещё раз показала наличие в городе художественных индивидуальностей, их разность и диапазон. Причём на выставке представлены не этюды – моменты впечатления, не эскизы – моменты композиционного замысла, а картины. Ведь картина – это не размер, но плод многократных наблюдений, размышлений и знаний, цельный «кусок жизни», микрокосм, с исчерпывающей (в соответствии с возможностями автора) полнотой его цветовой, материальной, предметной характеристики.

Конечно, на выставке преобладают пейзажи, которые отличаются не только большой конкретностью, узнаваемостью местности, но и образностью, лиричностью. Ю.В. Кочетков в пейзаже очеловечил осень, изобразив её в виде девичьего профиля в окружении осенней листвы, сквозь которую виден бледный солнечный диск. Осенью особенно думается, особенно чувствуется, особенно грустится. Такой мелодией грусти и света наполнена «Осень. Танкер с топливом», в которой передано тихое, тончайшее состояние в природе. Деревья на берегу уже окрасились в охристо-коричневые и красно-оранжевые тона, а серое небо отражается в спокойной глади свинцовой Волги. В пейзаже «Обрыв. Дорога в Ивановку» ощущение шири, далей — что объяснимо, ведь у нас много такой натуры. Пространственно-материальное единство пейзажей Кочеткова обусловлено тональными отношениями. Вот почему Кочеткова интересует не деталь, а масса. Его летние волжские пейзажи: «Хвалынский горнолыжный курорт. Теплоход подходит» и «Теплоход возле Хвалынска» наполнены особой мягкостью, теплом, в них та же панорамность и светоносность палитры. Гармония покоя и скромная нарядность разлита в картине «Полянка одуванчиков». Зима в картинах Юрия Владимировича сказочная, вся в ожидании новогоднего чуда или Рождества.

Кочетков – мастер акварели. Примечательно, что они часто выполнены не с натуры: это воспоминания художника о когда-то увиденных уголках природы. Визуальное восприятие в них уже творчески переосмыслено. Это в некотором смысле самостоятельные образы видимого пейзажа. С годами акварели художника приобрели большую утончённость, как, например, «Хвалынск. В лунную ночь», отличающийся неяркой, но очень выразительной палитрой. Каждый, самый маленький уголок родной земли в пейзажах Кочеткова – бесконечно драгоценен. Они настраивают нас на долгое созерцание, постепенно перенося из реальности в сказку.

У Георгия Мошкова в картине «Последний траулер» игра розоватых рефлексов на снегу от низкого заходящего солнца и голубых теней на заснеженных берегах Волги. Он торопится поделиться с нами своим восхищением красотой первого снега, когда не померкло ещё разноцветье красок, поделиться пониманием того, что в природе нет черного и белого и плохой погоды, серой или цветной делаем мы её сами. Его пейзажи – спокойные, эпические. Гнущиеся под тяжестью мокрого снега деревья и кусты живут своей естественной жизнью. Картина отличается сложной композицией, выраженной множеством элементов, деталей и цветовыми моментами, но художнику удалось всё привести к равновесию.

«Как я вижу» – для Вячеслава Михайловича Устинова не вопрос: он захвачен, поглощён смысловой и эстетической значительностью реального содержания изображаемого, им движет желание исчерпывающе выразить своё переживание красоты увиденного – будь то лицо или цветок. Вячеслав Михайлович будто «вяжет», будто «плетёт» художественную ткань, тщательно прорабатывает холст, старается нюансами цвета и динамикой фактуры передать состояние в природе. В этом бесхитростная мудрость художника, искренность его щедрой души. Он много учился у мастеров на выставках, по книгам, репродукциям. Его близость к мастерам русской живописной школы и мирового искусства заключается не в копировании и заимствовании, а в непосредственности восприятия натуры, которая была свойственна художникам прошлого. Внимательный к деталям, художник подмечает тончайшие переливы серебристо-серых, нежно-розовых и золотисто-желтых цветовых оттенков, улавливает трепетную вибрацию каждого отдельного лепестка в своих многочисленных букетах. Вячеславу Михайловичу все жанры по плечу и даже портрет. Его привлекают, как правило, люди, отличающиеся ответственностью за дело, любовью к профессии и чувством долга. Персонажи его портретов всегда обращены к зрителю. Лица выразительно вылеплены, причём не светотенью, а цветом – более интенсивными и менее интенсивными цветами, и отличаются конкретностью, удивительной достоверностью и человечностью. Он прорабатывает каждый сантиметр холста, давая лица в свету, и это усиливает их внутреннюю светозарность. Светлым жизнеутверждением проникнуто озарённое мягкой улыбкой лицо девочки Лизы. Для его портретов характерны «говорящие» фоны, часто Устинов изображает атрибуты профессии портретируемого и не только в фоне, но и в одежде, как в «Портрете медсестры Н.И. Гусевой» или в «Портрете Л.М. Евсеевой».

В экспозицию выставки вошли городские пейзажи Александра Геннадьевича Дьякова, насквозь пропитанные неподдельной любовью автора к городу, его атмосфере и архитектуре. Хочется отметить принцип выбора натуры художником. Он не склонен писать «уютности», равно как и «красивости». Он выбирает привольный вид: далёкая линия горизонта, уводящие вглубь пейзажа дороги, утоптанные тропинки с игрой теней на них, соотношение воды и неба – вот что привлекает Дьякова. В пейзаже «Вид на Хвалынск с Маркиной горы» преобладают лиловато-розоватые, изумрудно-голубоватые тона, цветовая гамма так чиста и тонка, что создаёт летнее марево, растворяющее контуры архитектуры и обобщая древесные кроны. Он пишет как бы «портреты воздуха». Для него пространство не пассивная среда, которая «обтекает» предмет: оно живёт вместе с предметом, проникает в него, взаимодействует с ним, как в «Дороге на пляж». Характерен его метод работы: Александр Геннадьевич не просто копирует природу, он записывает свои впечатления с натуры сначала карандашом, запоминает цветовые отношения, а затем «сочиняет» в мастерской, работая по памяти и воображению. При этом втором этапе работы впечатления от натуры усложняются, обогащаясь множеством других впечатлений, размышлений, ассоциаций. Но художнику удаётся сохранить свежесть и непосредственность впечатления и прежде всего цветовпечатления, он создаёт на холстах некий аналог природного цвета, приведённого к гармонии, где все подчинено целостности живописного решения, как, например, в пейзаже «Дом под Маркиной горой». Дьяков сумел довести до совершенства тональную чистоту в «Хвалынском переулке», где всё написано, по сути, оттенками трёх цветов – серо-голубого, зелёного и бежевого. Но такая сближенная тональность порой является «бегством» от опасности столкнуться с цветом, который может внести дискуссионный момент в этот созерцательный разговор тонов. При этом его пейзажи преисполненные чистыми красками и по-настоящему добрыми моментами.

Надо сказать, что живопись, представленная на выставке, напоминает людям, что они живут в пространственно-объёмном мире, а не в плоском и статичном цветовом мире. Живопись хвалынских мастеров подсказывает зрителю, что цвет – это не просто краска, это пространство, насыщенное чувствами, переживаниями и ритмами.

Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"