Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Русский офорт второй половины XIX века

  • Русский офорт второй половины XIX века
11.06.2021  —  05.09.2021
Телефон:  8 (8453) 55 78 87

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продол- жает цикл выставок «Графический альбом Радищевского музея». Он знакомит с лучшими памятниками обширной и интереснейшей музейной коллекции графики.

Новая страница «Графического альбома» посвящена прекрасными образцами русской печатной графики XIX века из фондов музея.

К середине XIX столетия самой популярной и востребованной техникой гравирования становится офорт (с французского – «крепкая водка», азотная кислота). Его главной техноло- гической особенностью является использование травления кислотой, с помощью которого на загрунтованной металлической доске получают углублённые линии рисунка. Такая техника изготовления печатной формы обладает сравнительной лёгкостью и быстротой, даёт воз- можность большого тиража оттисков, а с точки зрения манеры исполнения отличается живо- писностью и свободой художественных приёмов, что отвечало веяниям искусства середины

– второй половины века XIX века.

О широчайшем распространении офорта в России свидетельствует возникновение

«Общества аквафортистов» (1871–1874), членами которого были И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, К.А. Савицкий, Г.Г. Мясоедов, Н. Ге, М.П. Клодт, А.П. Боголюбов и многие другие.

Одним из художников, прошедшим живописную школу Академии, но посвятившим себя целиком гравюре, был В.А. Бобров. Широкую известность получили гравированные портреты его авторства, отличающиеся хорошим рисунком, высоким техническим исполне- нием и отличной печатью. Наряду с выразительными и разнообразными камерными портре- тами общественных деятелей и деятелей культуры (князь С.Н. Урусов, композитор Д.С. Бортнянский, архитектор А.Н. Воронихин, актер В.В. Самойлов, коллекционер Н.Д. Быков, дирижёр В.И. Главач), на выставке представлены выполненные им крупноформатные парад- ные изображения императора Александра II и императрицы Марии Фёдоровны. Рядом с ними – большой «Портрет императора Александра III наследником» И.Н. Крамского. Эта гравюра была создана в парижской мастерской будущего основателя Радищевского му- зея и напечатана на его офортном станке. Многие русские художники (И.Е. Репин, В.Д. По- ленов, К.А. Савицкий, А.К. Беггров, А.А. Харламов, И.П. Похитонов) именно у Боголюбова в Париже впервые приобщились к работе в офорте, оценив его богатые возможности.

Ключевой фигурой в развитии русского офорта XIX века стал В.В. Матэ – выдаю- щийся педагог, воспитавший плеяду замечательных гравёров. Его произведениями справед- ливо восхищались И.Е. Репин, В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, В.А. Серов. Матэ-офортист оставил огромное наследие – почти 300 работ. Большинство из них – портреты, в которых воплощены образы значительных и духовно одарённых личностей. Среди них – художники В.М. Васнецов, В.В. Верещагин, А.Д. Кившенко и А.П. Боголюбов. «Портрет Боголюбо- ва за работой» – одно из лучших изображений основателя Радищевского музея. Их знакомство относится ко времени поездки молодого Матэ в Париж. Именно Боголюбов, радушно встретивший будущего знаменитого гравёра, ввёл его в здешнюю русскую художественную среду. В дальнейшем, вплоть до кончины Боголюбова, они были очень дружны.

Галерею портретных образов Матэ продолжают работы В.Е. Маковского, занявшего среди живописцев-офортистов заметное место. Маковский с детства был окружён гравюрами благодаря собранию своего отца. «Портрет Д.А. Ровинского» – знаменитого знатока, соби- рателя и каталогизатора русской гравюры – относится к его поздним и, несомненно, удач- ным гравюрным опытам.


В эти годы техника офорт служила также для репродуцирования картин профессио- нальными гравёрами или самими художниками-живописцами. Тем самым офорт позволял успешно решать насущную задачу популяризации выдающихся произведений живописи. Перевод красочной картины на язык чёрно-белой гравюры требовал большого мастерства и вкуса.

На выставке представлены гравированные репродукции известнейших живописных произведений – «Не ждали» В.В. Матэ с картины И.Е. Репина и «Птицелов» И.Н. Пожало- стина с картины В.Г. Перова.

В.А. Серов вошёл в историю русского офорта как профессиональный и по- настоящему замечательный мастер. Лучшие его гравюры были созданы в мастерской В.В. Матэ, с которым Серова связывала крепкая дружба. Среди них – «Октябрь», поражающий удивительным лаконизмом и остротой офортного языка, с помощью которого художник не просто репродуцирует своё известное живописное произведение, но воссоздаёт его в новой художественной форме.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"