Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

Шедевры Виктора Борисова-Мусатова в музеях России и мира. «Спящая девушка» из собрания Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина

Автор:  Белонович Элеонора Николаевна

При поддержке Фонда президентских грантов

Общества друзей Радищевского музея

Мир живописных грёз и фантазий Виктора Борисова-Мусатова в постоянной экспозиции Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина представлен несколькими произведениями, среди которых особое место занимает пастель «Спящая девушка» (1901). Главный акцент в графической работе В.Э. Борисов-Мусатов сделал на глубокий синий цвет красивого платья модели. Лаконичными, мастерски прочерченными линиями, игрой света и тени художник создал образ, наполненный особой притягательной магией, заставляющей зрителя пытаться разгадать секрет погружённой в сон незнакомки.

1901 год – время, когда открылась самая блестящая страница в творчестве Мусатова. Целеустремлённый и трудолюбивый художник вплотную подошёл к созданию своей живописно-декоративной системы, картина «Гобелен» (1901), написанная в этом ключе, принесла Мусатову заслуженный успех.

Но прежде, в течение года, творец создал целый ряд произведений, в которых вырабатывался и оттачивался его собственный стиль. Мусатов обратился к своей излюбленной живописно-лирической теме, написал серию небольших по формату картин, в которых достиг поразительного живописного мастерства. Одна из них – «За вышиванием», где художнику позирует сестра Елена на террасе саратовского домика.

Среди любимых техник у Мусатова была пастель. В письме к художнику Николаю Семёновичу Ульянову Мусатов писал, что готовится к новой московской выставке и к октябрю напишет три-четыре новые пастели. И действительно, на IX выставке Московского товарищества художников, состоявшейся весной 1902 года Мусатов, наряду с «Гобеленом», получившим первую премию В.Д. Поленова и И.Е. Репина, представил три пастели, среди которых была «Спящая натурщица» – так работа представлена в каталоге выставки. Такое первоначальное название не удивительно – до лета 1901 года Мусатов жаловался на острую проблему нехватки натурщиц, а единственной моделью в это время часто оставалась сестра Елена. В неустанных поисках Мусатов обращался к знакомым, хлопотал, и однажды эти действия увенчались успехом. В том же письме к Н.С. Ульянову художник сообщал: «…Я делал печатное объявление насчёт натурщиц и получил массу предложений. Нашёл одну натурщицу, которая очень была в моём излюбленном жанре и удивительно позировала. Но сегодня она уехала совсем из Саратова».

Предполагаем, что Мусатов писал о молодой женщине, чей облик послужил прототипам героинь «Спящей девушки», пастели «Дама в кринолине», акварели «Последний луч», живописных полотен «Дама», «Дама на веранде», созданных в 1901 году. В работе с натурщицей художник активно использовал метод постановочной фотографии. Сохранилось одиннадцать фотоэтюдов этой молодой женщины, где модель запечатлена в интерьерах комнат, на фоне уже написанных картин, на террасе флигеля, в саду. Два красивых платья помогали натурщице в создании образов. Одно – светлое, с мелким цветочным рисунком сиреневого оттенка, второе – глубокого синего цвета с лиловой накидкой по моде середины XIX столетия.

Рассматривая снимки, легко понять, почему Мусатов отметил свою помощницу, соответствующую его «особому жанру». Женственная, более взрослая, чем Елена, натурщица, чье имя нам неизвестно, талантливо перевоплощалась в «таинственную незнакомку», позируя на крохотной площадке его домашней террасы, легко подхватывала игровую линию, предложенную художником. Её блестящее соло настолько хорошо заметно в мусатовских произведениях, что долгое время ей приписывалось имя другой модели – Юлии Домбровской. Однако, это не так. Установить имя молодой женщины ещё ещё предстоит.

В дальнейшем фотоэтюды помогали художнику в поиске композиционных решений. Две самодостаточные по своей художественной выразительности фотографии относятся к композиции «Спящей девушки». Одна из них решена в нарочито манерном ключе – «спящая кукла», «игра в рококо», образ, скорее, близкий героиням Сомова и Судейкина. В основу композиции пастели был выбран другой – более сдержанный, эмоционально уравновешенный. Однако и этот вариант был значительно преображён художником. В картинах Мусатова земной облик моделей чаще всего изменялся, становился не реальным, не «портретным», а в большей степени отражал внутреннее состояние души, её монолог, передающий глубину переживаний автора. Такова эмоциональная атмосфера «Спящей девушки» – отрешённость, печаль, воспоминания или сон.

В одном из писем В.Э. Борисов-Мусатов, отвечая на вопрос, где и у кого можно познакомиться с его картинами, упоминает М. Ф. Якунчикову, в собрании которой уже были две работы художника. Мария Фёдоровна Якунчикова (урождённая Мамонтова) (1863-1952), племянница мецената С.И. Мамонтова, жена Владимира Васильевича Якунчикова. М.Ф. Якунчикова – талантливая русская художница в области декоративно-прикладного искусства, специалист по народным художественным промыслам. Под её началом в имении родственников были организованы швейные и вышивальные мастерские, где, в том числе и по её образцам изготавливались вышивки, украшения для интерьеров, а затем шились платья и наряды. Неудивительно, что созданный Мусатовым женский образ привлёк внимание деятельной художницы.

Вторым мусатовским произведением в её коллекции был «Романс без слов», сейчас известный как «Мотив без слов» (1900. Государственная Третьяковская галерея). Владелица неоднократно предоставляла работы Мусатова уже для посмертных выставок художника, и, вероятнее всего, решила переименовать пастель «Спящая натурщица» в «Спящую девушку».

В годы революции многие произведения Мусатова из частных коллекций аккумулировались в Государственном музейном фонде, одно из хранилищ которого находилось в Третьяковской галерее, откуда позднее целенаправленно распределялись по региональным собраниям.

«Спящая девушка» (1901. Бумага, пастель, 58х43. АГКГ Ж-359) в Астраханскую картинную галерею поступила в 1927 году из ГМФ.

Совсем недавно осенью 2020 года красивое произведение «гостило» в Саратове, городе своего создания, войдя в состав выставки «Рыцарь мечты. Виктор Борисов-Мусатов» к 150-летию со дня рождения мастера.

Фотографии экспозиции Астраханской картинной галереи взяты с сайта https://otzovik.com/review_5017026.html.

#БорисовМусатов150

#BorisovMusatov150


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2021 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"