Мы используем сookie
Во время посещения сайта «Новости Радищевского музея» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Поддержать
музей
A A A

«Неизвестный Николай Миллиоти». Выставка живопись, графика из частного собрания Елены Миллиоти (г. Москва)

17.11.2020  —  20.12.2020
Открытие:  12.00

Николай Миллиоти был значительной фигурой российской художественной жизни начала ХХ века. Потомок московских и греческих родов, стоявший у истоков русского живописного символизма, он участвовал в создании объединений «Голубая роза», «Союз русских художников», «Мир искусства». Вторую половину жизни он прожил за границей, ведя активную жизнь, путешествуя и безустанно работая. После эмиграции его имя на родине практически забылось. Удивительным образом, «зарубежное наследие» сохранилось и попало в советские годы на родину, благодаря сыну писательницы Юлии Слонимской. В настоящий момент живописные работы, графика и дневниковые записи хранятся у его внучки, ведущей актрисы театра «Современник» Елены Миллиоти.

По инициативе Елены Юрьевны и при поддержке режиссера-документалиста Игоря Калядина весной этого года в московском «Доме русского зарубежья имени А. Солженицына» открылась выставка «Неизвестый Николай Миллиоти». Она стала не просто открытием «неизвестного художника», но и своеобразным откровением, показавшим необычайный талант Миллиоти в контексте исторических событий.

Выставка «Неизвестный Николай Миллиоти» откроется 17 ноября, в день рождения Павла Кузнецова, в стенах Дома на Октябрьской, 56.

Николай Дмитриевич Миллиоти родился 16 января 1874 года в Москве, окончил 3-ю классическую гимназию. С 1894 по 1900 годы занимался в Московском училище живописи ваяния и зодчества у Абрама Архипова, Леонида Пастернака, Валентина Серова, посещал частную студию Константина Коровина. В 1898 начал учебу на историко-филологическом факультет Московского университета, а продолжил образование в Парижском университете Сорбонны.

В училище сблизился с Павлом Кузнецовым и кругом художников, которые чуть позже создали группу «Голубая роза». Вместе с братом Василием, Николай Миллиоти принял участие в первой московской выставке молодого объединения в 1907 году, явив миру русский живописный символизм. Наряду со многими голуборозовцами Миллиоти сотрудничал с журналом «Золотое руно», участвовал в выставках, устраивавшихся редакцией.

В 1910 году вышел из «Союза русских художников» вместе с группой Александра Бенуа и стал одним из учредителей объединения «Мир искусства», а в 1912—1916 годах входил в его комитет. Его ранние работы, в русле общей символисткой тяге к дымке и полуяви выделялись акцентированным пуантилизмом и мозаичностью. Критик Сергей Маковский называл его полотна «вихрями, дождями и россыпями». Красочные феерии где жили «ангелы Печали», «волшебные розы», «печальные птицы», слышались «звон» и «шум моря» рассеялись с началом Первой мировой войны. Николай Миллиоти был мобилизован в чине прапорщика артиллерии, участвовал в военных действиях в Карпатах, был дважды контужен, награждён золотым оружием. В июне 1917 года, числе 23 художников освобождён от воинской повинности и демобилизован. Выехал в Ялту, где работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма. В 1920 году эмигрировал сначала в Софию потом в Берлин. В Москве остались жена и двое сыновей.

В двадцатых годах художник много путешествовал — Америка, Италия, Испания, Голландия, Германия. Осев во Франции занялся преподаванием в Русской академии Т.Л. Сухотиной-Толстой. В 1931 году стал членом правления Союза деятелей русского искусства во Франции, а с 1933 года — членом секции художников, созданной при союзе. В 1938 году французское правительство приобрело его автопортрет. В начале сороковых проживал в Биаррице, где выполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны», участвовал в групповых выставках. В 1942 вернулся в Париж, продолжал много работать. Его творческая жизнь была вполне успешна. К нему в мастерскую приходили многие представители французской интеллигенции — философ Поль Валери, писатель Андре Моруа, приезжал Федор Шаляпин. Миллиоти вел активную социальную жизнь. Был членом Комитета по организации мемориальной выставки Михаила Рябушинского и Комитета по сбору средств на издание биографии Константина Коровина, состоял в «Обществе охранения русских культурных ценностей», занимался благотворительностью неоднократно жертвовал свои картины для лотерей в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым, Московского землячества, Союза бывших деятелей русского судебного ведомства и др.

Было одно но — художник безумно тосковал по родине! Он жил Россией, постоянно вспоминал о ней ведя дневниковые записи. В текстах и рисунках художник вспоминал революцию и гражданскую войну, старую оставленную Москву, описывал Францию времен Второй мировой войны и жизнь русской эмиграции.

Николай Миллиоти был прекрасным рисовальщиком. Сохранились его графические работы, в том числе и эскизы к театральным постановкам. Во Франции он сотрудничал с Сергеем Дягилевым и Михаилом Ларионовым. Совместно с Натальей Гончаровой художник оформил спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов», создал декорации и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем».

Любивший жизнь, во всех ее проявлениях, Миллиоти с годами все больше и больше склонялся к реализму, предпочитая яркие краски и конкретность. Это проявляется в его предельно драматичных автопортретах и эмоциональных портретах современников. Представленные на выставке портреты поэта Марины Цветаевой, пианиста Александра Зилоти, писательницы Надежды Тэффи — выразительные, глубокие, написанные с чувством симпатии. Именно портрет стал большей частью парижского творчества художника. К сожалению, на работах приехавших из Франции, были оторваны названия и многие герои так и остались неузнанными.

Неузнаваем, в конце жизни, был и сам Николай Миллиоти, пережив глубокое эмоциональное потрясение от событий Второй Мировой войны и пожара в мастерской, сгоревшей с хранившимися там работами. Художник бродил по парижским улицам, одинокий и почти всеми забытый. Он умер в госпитале Кошен в Париже и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На надгробной плите Миллиоти изображена голубая роза, эмблема некогда созданная для одноименной выставки его другом — художником Николаем Сапуновым.


Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!
Оставить комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Наши партнеры

© 2020 Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры
«Cаратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева»

При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник
обязательна.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
410600 Саратов, Радищева, 39
+7 (8452) 26-28-55,
+7 (8452) 26-16-06
E-MAIL:
info@radmuseumart.ru

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ!
 Яндекс.Метрика
Создание сайта: “Инфо-Эксперт”
"Радищевский музей"
Дизайн сайта: М. А. Гаврюшов
"Радищевский музей"