Приключение итальянки в России
| Автор: | Бородина Валентина Ивановна - заведующий филиалом |
В гости к К.С. Петрову-Водкину 22-23 октября второй раз приехала из Италии практикующий агроном Изабелла Далла Раджионе - президент фонда Archeologia Arborea/Садовая археология. Изабелла завершает работу над проектом «Исторические сады России: сохранение биоразнообразия, культуры, истории и традиций». Она интересуется садами русских художников и писателей – Изабелла считает, что это уникальное явление! Речь идёт об усадебных музейных комплексах, в которые кроме самих домов и усадеб включены сады, хозяйственные постройки, парки. В некоторых музеях-усадьбах она уже побывала. Чеховское «Мелихово», «Даровое» Ф.М. Достоевского, пришвинское «Дунино», блоковское «Шахматово», мамонтовское «Абрамцево» и Коломна оставили яркие впечатления. В хвалынском доме-музее К.С. Петрова-Водкина тоже есть небольшой сад. Наш музей представляет в некотором роде крестьянскую усадьбу. Поэтому интерес Изабеллы к нашему музею неслучаен. Конечно, сад при доме-музее не сравнить по масштабу с садами музеев-усадеб, которые она посетила в Подмосковье, но сам Кузьма Сергеевич уделял большое внимание саду, да и «героями» его многочисленных натюрмортов были фрукты и ягоды. Кроме живописных, художник оставил и словесные воспоминания о знаменитых хвалынских садах в автобиографической повести «Хлыновск»: «В садах песни молодёжи, снимающей яблоки, корзинами несущей их к шалашам-навесам и сортами складывающей их в кучи и горы...В это время все запахи стираются одними: идите в горы, поезжайте на остров — всюду не покидает вас аромат сотен тысяч пудов перевозимых, переносимых, укрывших обе наши базарные площади, яблок...Яблочный запах загуляет по всей Волге до низов и верховий». В 1914 году Кузьма Сергеевич купил сад в окрестностях Хвалынска и построил там по своему проекту дачу «Красулинка». К сожалению, дача не сохранилась, она была в 1928 году разобрана, но и сейчас на месте этой дачи можно видеть многочисленные сады. А сад при доме-музее художника в южной части города, где жили родители, когда-то был тоже большим, но в 1950-е годы, когда город стал разрастаться, он был урезан. Дом был выкуплен городом под музей в 1990 году. К этому времени уже не было старых деревьев, помнивших художника, а теперешним деревьям в саду всего около 20 лет. С саженцами для сада музею помог наш замечательный агроном В.Е. Лавров. Но сорта в саду хотя и редкие, но привозные, появившиеся уже во второй половине 20 века. Сам К.С. Петров-Водкин описал излюбленные хвалынцами исторические сорта: бархатный анис, чёрное дерево, скрут… Сейчас уже редко встречаются эти сорта и в частных садах.
Изабелла Далла Раджионе в Италии как раз и занимается сохранением старинных сортов фруктов, а также принимает участие в международных проектах по сохранению биоразнообразия. Но её интересует агрономия на стыке истории и искусства. Не просто сады, а «творческие» сады. В Италии она не раз устраивала выставки редких старых сортов фруктов, и непременными участниками их были репродукции с картин старых итальянских мастеров, запечатлевших эти сорта. В её собственном саду в небольшом местечке Сан-Лоренцо в регионе Умбрия живут в полнейшей гармонии яблони, груши, инжир, вишни, сливы, айва, гранат, это старинные исторические сорта, которые когда-то были неотъемлемой частью уходящей сельской культуры. Изабелла говорит: «Наша работа подобна работе археолога, который по маленькому найденному фрагменту может восстановить историю цивилизации. Так же и мы поступаем с плодовыми деревьями». И хотя Изабелла имеет учёную степень по ботанике, но она практикующий агроном, сама ухаживает за садом, не боится работы, а она довольно трудоёмкая. Собственно, таким же был и Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Он не просто созерцал, а работал в собственном саду: обрезал деревья, опрыскивал, окапывал, собирал яблоки. Каждая цельная натура стремится любое дело делать самостоятельно от начала до конца. Изабелла работает над своим проектом уже давно, она второй раз приезжает в наш музей, первый раз она побывала в Хвалынске в 2018 году. Для сотрудников музея Изабелла близка тем, что она не только в переносном, но и в буквальном смысле привязана к корням, как она говорит: «Культурным и культивируемым». И мы очень надеемся, что в её будущей книге найдётся место и дому-музею К.С. Петрова-Водкина.
В.И. Бородина








































