Краткая история городской усадьбы Ухиных 
– комплекса зданий Энгельсской картинной галереи

Наиболее зажиточные обитатели Покровской слободы традиционно предпочитали селиться в самом центре, близ Покровской площади.

Здесь и был выстроен дом, который стал родовым гнездом большого семейства Ухиных. Предназначался он для семей двух братьев Андрея Алексеевича и Николая Алексеевича (1836-1914).

Про Андрея Алексеевича сведений практически не сохранилось. Известно, что два его сына Федор и Иван занимались предпринимательством, один владел кирпичным заводом, другой - землями в окрестностях Покровска.

Николай Алексеевич – личность гораздо более известная. Он был владельцем более чем двух десятков земельных наделов по обе стороны Новоузенского тракта, торговал пшеницей «белотуркой» во многих российских губерниях и даже, как гласят семейные предания, в далекой Америке. Богатый зерноторговец был старостой Троицкой церкви, щедро жертвовал средства для ее убранства, на свои деньги приобрел здания для женского епархиального училища и богадельни.

Жена Николая Алексеевича Мария Григорьевна воспитывала шестерых детей: сыновей Александра и Николая и дочерей Веру, Марию, Елизавету и Ольгу. В 1910-е годы семья стала редеть, умер от туберкулеза Николай Николаевич, монашеский постриг в саратовском Крестовоздвиженском монастыре приняла Ольга, вышла замуж Мария. Сам Николай Алексеевич, потомственный почетный гражданин Покровска, скончался в возрасте 78 лет и был похоронен в ограде Троицкой церкви.

С приходом новой власти Ухины лишились всего своего имущества. Вера Николаевна, в 1918 году ставшая женой уроженца Костромы, инженера – механика Андрея Константиновича Мыльникова, родила сына Андрея уже не в стенах родового дома. Потом десятилетнего мальчика увезли из Покровска. Городом его судьбы стал другой город - Ленинград.

В 1989 году народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трех Государственных премий и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, вице-президент Российской академии художеств, профессор. Андрей Андреевич Мыльников (1919-2012), подобно деду, стал почетным гражданином Покровска, а дом Ухиных отдан для создания картинной галереи.

Двухэтажный дом с шестнадцатью окнами по фасаду приобрел свой теперешний облик в конце XIX –начале XX века. Вероятно, что в это время на фасаде, расчлененном по вертикали и горизонтали пилястрами, появился лепной декор из гипса: головки, аканфы, раковины на наличниках и немного странные композиции на вертикальных пилястрах, где кроме растительных мотивов присутствуют треугольник и скрещенные факелы.

Из просторного вестибюля на второй этаж ведет лестница. Над ней - световой фонарь. И хотя интерьеры дома искажены поздними перегородками, прекрасно ощущается строгая и благородная симметрия первоначальной планировки.

Несомненно, что дом несколько раз изменял свой облик. Со стороны фасада, где кирпичная кладка скрыта штукатуркой, это практически незаметно. Зато со стороны двора хорошо видно, как дом «обрастал» пристройками. Самая последняя, если не считать современных гаражей, придала дому Т-образную форму и разделила двор на две половины.

По линии уличной застройки главный дом справа и слева окружают два одноэтажных флигеля. В глубине двора располагаются еще два флигеля, уже двухэтажных. Фасады всех хозяйственных построек имеют единое архитектурное решение.

После событий 1917 года в усадебных постройках размещались различные советские организации

В настоящее время городская усадьба Ухиных включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

(по материалам статьи Е.К. Савельевой «Усадьба Ухиных»)

Коллекция Энгельсской картинной галереи

Коллекция Энгельсской картинной галереи насчитывает 228 единиц хранения (живопись - 90, графика – 134, скульптура - 4).

Начало её формированию было положено в апреле 1991 года, когда из Петербурга были привезены в Энгельс произведения А.А. Мыльникова: три живописных полотна «Весенний день», «Осенний день», «Тишина» (один из вариантов) и пять графических работ: «У реки», «Краснополье», «В поле», «Среди деревьев», «Зимняя дорога».

В 1997 году, в рамках празднования 250-летия Энгельса-Покровска, состоялось следующее дарение, а два года спустя работы были подарены будущей галерее с выставки «Учитель и ученики», организованной к 80-летию А.А. Мыльникова.

Знаковым произведением коллекции, несомненно, является «Портрет матери», написанный А.А. Мыльниковым в 1947 году. Вера Николаевна Мыльникова сыграла исключительную роль в жизни сына, становлении его как художника. Именно она и её сестра Мария Николаевна Зеленская создали атмосферу, в которой проявился его интерес к искусству, поддержали юношу в выборе профессии.

В облике пожилой женщины, уютно расположившейся с собакой на коленях на низкой тахте – покой и сосредоточенность. Детали фона решены лаконично, строго. Все внимание уделено модели.

Выделяется ряд пейзажей - жанра, который занимает в творчестве художника очень большое место. Тонко передают состояние и настроение природы средней полосы России живописные работы «Остров», «На Псковщине», «Осень», «У пашни». Внешняя созерцательность удивительным образом сочетается с ощущением внутреннего напряжения в пейзажах «Туман», «На озере», «Весенний день», «Пейзаж с козами». Природа для художника – партитура, которую он, виртуозный и тонкий исполнитель, стремится воссоздать в звучании доступном и близком человеческому сердцу («Поздний вечер», «У реки», «Весна»).

Галерее переданы два варианта одной из самых известных работ А.А. Мыльникова «Тишина». Замысел её родился как воспоминание о вечере в Михайловском, на берегу Сороти. «Один такой вечер…может многое поправить в человеке, надо его только увидеть. Вот мне и хотелось, чтобы в этой картине живописи как бы и не было вовсе, чтобы и мысли о ней у зрителя не было, а был только этот час, когда остается земля, небо и вода, когда даже птицы смолкают, и рыбы не плещут, вслушиваются в тайну молчания»,- вспоминал А.А. Мыльников.

Графика художника представлена также в основном пейзажем и портретом («Осень в Мартышкино», «После грозы» «Покаяние», «Монтажница»). Он использует различные материалы - графитный карандаш, итальянский уголь, сангину, перо, фломастер, кисть – давая полную волю своей фантазии. В коллекции есть и законченные станковые листы («Старый клоун», «Пейзаж», «С цветком»), и наброски, пробы пера – такие, как «Молодая женщина», «Набросок женской фигуры», «Женщина в интерьере»).

Представлены скульптурные опыты А.А. Мыльникова: этюды обнаженной женской натуры и две женские головки. Кроме того, в раздел скульптуры вошли две работы М.К. Аникушина («А.С. Пушкин», «И.И. Левитан»).

К благородной миссии дарения присоединились и многочисленные ученики А.А. Мыльникова, выпускников руководителя мастерской монументальной живописи Института имени И.Е.Репина. работающие ныне в России, ближнем и дальнем зарубежье. В числе даров - пейзажи, натюрморты, портреты. Во всех работах учеников А.А. Мыльникова, вошедших в коллекцию галереи, можно отметить с одной стороны несомненное влияние классических традиций мирового и русского искусства (А.И. Дендрина «Старик», «Свечка», В.Н. Купчин «Богиня Победы», М.Г. Кудреватый «Александровский сад»), с другой – яркий личностный отпечаток, делающий классику интересной современному зрителю.

Выделим живописные работы Т.В. Чиковой «Ивы», А.Е. Пашина «Вечер у моря» и «Крымский пейзаж», О.Фоминой «Дорога в Рогово», А.П. Карповой «Ночные стражи» и графика О.Н. Шульц «Синий натюрморт» и А.Ю.Синица «Любовь земная, любовь небесная». На примере картин А.Н. Блиока «Тишина» и «Обнаженная», «Скрипача» В.Н. Купчина можно видеть, как творчески использованы уроки А.А. Мыльникова. В «Синем букете» В.А. Мыльниковой внешне влияние отца и педагога почти незаметно.

Особое место среди даров учеников занимают работы А.К. Быстрова, члена-корреспондента РАХ одного из самых любимых учеников и приемника А.А. Мыльникова, кстати, тоже уроженца Саратовской области. Ощущением света, чистоты, одухотворенности проникнуты его картины «Старый дом в Петровске» и «Оттепель», графические листы «Весенний вечер», «Ветреный день».

Около семидесяти живописных и графических произведений представляют в коллекции галереи саратовских и энгельсских художников. Среди них можно выделить работы известного саратовского художника В.О. Фомичева, энгельсского художника-карикатуриста П.И. Зори.

(по материалам статьи О.Я. Суворовой «Из истории Энгельсской картинной галереи
А.А. Мыльникова и её коллекции»)

ХРОНИКА

Усадьба Ухиных - Энгельсская картинная галерея,
филиал Саратовского Радищевского музея
29 июня 1985- 29 июня 2016



1985, 29 июня
Празднование 100-летия Саратовского Радищевского музея.
Участие академика Академии художеств СССР, народного художника СССР А.А. Мыльникова в юбилейных торжествах, посещение своей родины - города Энгельса (Покровска). Предложение о передаче своей художественной коллекции родному городу при условии, что она будет размещена в главном доме городской усадьбы его деда Н.А. Ухина, предпринимателя, попечителя и мецената, лично почетного гражданина города Покровска.

1997, август-сентябрь
Решение администрации Энгельсского муниципального образования о передаче здания по адресу: г. Энгельс, пл. Ленина, 36 Энгельсскому краеведческому музею для организации картинной галереи.

2000-2001
Проект Министерства культуры Российской Федерации о создании на базе СГХМ имени А.Н. Радищева и художественных музеев области музейного объединения, в состав которого на правах филиалов входят Энгельсская картинная галерея и Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина.

2002, 8 июля
Приказ министра культуры Российской Федерации М.Е. Швыдкого «О создании филиалов в составе ГУК «Саратовский государственный музей имени А.Н. Радищева».

2002, 26 декабря
Решение Энгельсского муниципального Собрания депутатов о передаче в безвозмездное пользование здания по адресу: г. Энгельс, пл. Ленина, 36 для организации Энгельсской картинной галереи.

2003
Разработка документации по обоснованию границ территории городской усадьбы Ухиных конца XIX-начала XX вв., куда переданное здание входит как главный объект (архитектор-реставратор – А.Н. Маясов).
Обращение к главе администрации Энгельсского муниципального образования о дополнительной передаче дворовых флигелей и хозяйственных строений с целью сохранности городской усадьбы как памятника истории и архитектуры и проведения работ по приспособлению всего усадебного комплекса под музейные нужды.

2003, 26 декабря
Решение Энгельсского муниципального собрания депутатов о дополнительной передаче СГХМ имени А.Н. Радищева в безвозмездное пользование дворовых флигелей и хозяйственных строений по адресу: г. Энгельс, пл. Ленина, 36 для приспособления под музейные нужды.
Информационное письмо Энгельсского краеведческого музея о списке предметов живописи, графики и скульптуры, утвержденном для передачи в постоянное пользование в филиал СГХМ имени А.Н. Радищева - Энгельсскую картинную галерею.

2003 -2008
Деятельность филиала в выставочном режиме в части отремонтированных помещений.

2008, сентябрь
Комитет по охране культурного наследия Саратовской области (председатель – Б.В. Куликов, начальник отдела по охране объектов культурного наследия – В.Ю. Жомин) выдал задание на проведение работ по сохранению объекта.

Формирование задания на разработку научно-проектной документации для реставрации и приспособления объекта под музейные нужды.
Проектирование - ООО Институт «Саратовоблпроект».
(директор - В.А. Иваненко, главный инженер проекта - В.С. Новиков, главный архитектор проекта - Л.В. Ганке).

2010, февраль
Положительное заключение экспертиза научно-проектной документации в ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве».

2010 – 2016
Проведение комплексных ремонтно-реставрационных работ.
Подрядная организация - ООО «КВС-строй» (директор - С.А Лесной).

2010-2014
Разработка концепции экспозиции и создание виртуальной экспозиции «Отечественное искусство XX-XXI веков» из собрания СГХМ имени А.Н. Радищева.

2014, 24 октября
Акт государственной историко-культурной экспертизы документов, обосновывающих включение в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ выявленного объекта культурного наследия.

2015 , 2 декабря
Приказ управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области о включении в единый государственный реестр объектов культурного народов РФ в качестве объекта культурного наследия регионального значения - памятника истории, градостроительства и архитектуры.

2016, 29 июня
Презентация комплекса зданий городской усадьбы Ухиных после завершения ремонтно-реставрационных работ.

2016, 12 октября
Открытие Центра эстетических и развивающих программ для детей и юношества.

2017
Создание комплексной экспозиции «Русское искусство XX века» из собрания Радищевского музея.
Открытие постоянной экспозиции «Русское искусство XX века» из собрания Радищевского музея.