Иван Иванович Шишкин

Шишкин первый отнёсся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством…

Прахов А.В.
В плеяде живописцев второй половины XIX столетия Иван Иванович Шишкин (1832–1898) занимает одно из важнейших мест. Картины мастера любимы многими поколениями, а его имя стало нарицательным. Даже далёкие от искусства люди знают как минимум одно произведение Шишкина — «Утро в сосновом лесу», тех самых «медведей». В творчестве художника есть черты, которые задевают самые тонкие струны человеческой души, вызывают яркий эмоциональный отклик.

Выставка «Русский лес. Шишкин и его современники» даёт возможность проследить сложный и плодотворный путь, который прошёл мастер — уроженец крошечного городка, сын купца, вопреки всему ставший художником. Представить ранний период творчества Шишкина позволяет этюд «Лесная чаща» (1867; Третьяковская галерея). Он обладает всеми чертами законченного произведения: его отличает большой формат, композиционная целостность, скрупулезная проработка деталей, документальная точность в изображении растительного мира.

«Прекрасное — есть жизнь» вслед за писателем Николаем Чернышевским словно бы провозглашает здесь художник. Он ищет красоту и гармонию в простом и привычном. Русский лес становится для него неиссякаемым источником вдохновения. К могучим соснам, изящным берёзкам тихими тропинками ведёт своего зрителя мастер, чтобы продемонстрировать красоту и величие русской природы.

Со всей тщательностью Шишкин выбирал сюжеты для своих картин. Друзья вспоминали, как однажды он в одночасье освободил дерево от старых веток, дабы представить его на полотне во всей красе. На картинах художника не бывает «лишних» деталей, каждая её часть значительна и достоверно исполнена, передний и задний планы одинаково старательно прописаны. Особенно заметно это в работах, исполненных в 1870-е годы. В этот период в творчестве мастера появляется интерес к изображению сложных, изменчивых состояний природы. В картине «Вечер в сосновом лесу» (1875; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан) Шишкин наблюдает, как ложатся на землю последние лучи угасающего дня, в работе «Берёзы после бури» (1871; из той же коллекции), — демонстрирует печальный итог ненастья: разбросанные ветки, деревья, бессильно склонившиеся к земле под натиском непогоды.

Середина 1870-х годов — трагический период в жизни художника. Один за другим уходят его близкие люди: сначала умирает отец, затем — талантливый ученик Фёдор Васильев, жена, сыновья. Он ещё нескоро восстановит свои душевные силы, но не оставит работу. В 1874-м мастер напишет этюд «Лесная чаща» (Радищевский музей), не совсем для себя типичный. Прежде в произведениях Шишкина всегда главенствовал рисунок, детальная проработка формы, в данном случае основным выразительным средством становится колорит. Художник использует приёмы тональной живописи: в рамках одной зелёно-коричневой гаммы добивается разнообразия оттенков. В том же году автор подарит картину основателю Радищевского музея — Алексею Боголюбову.

Они были знакомы ещё со времён учебы Шишкина в Академии художеств, впоследствии вместе участвовали в деятельности Товарищества передвижников. На его первой выставке мастер представил рисунок «Лес» (1871; Радищевский музей), выполненный для картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». По мнению близкого друга художника, живописца Ивана Крамского, основу творчества Шишкина составляло точное изучение натуры, осуществляемое «учёным образом». Почти фотографическая иллюзорность сочетается здесь с богатой живописной игрой света и тени, эпическое величие мотива придаёт рисунку поистине монументальный характер.

Шишкин был прекрасным рисовальщиком. Графическое наследие автора колоссально и представлено не только оригинальными работами. Шишкин — крупнейший в русском искусстве XIX столетия мастер офорта. На выставке экспонируются около двадцати его работ, исполненных в данной технике. Листы «Тайга», «Затишье», «Лесной ручей» и др. (все — Радищевский музей) привлекают своей тонкой детализацией и особой проникновенностью образов. Монохромные изображения кажутся красочными, наполненными солнечными светом и воздухом, по выразительности не уступают живописным полотнам.

Шишкин с детства ощущал сопричастность жизни природы, учил любить её и «глубже чувствовать». В его лучших работах заметно поэтическое, а иногда и романтически-взволнованное переживание натуры. Картины, созданные в 1880-е — 1890-е годы, — «Пасека» (1882; Третьяковская галерея), «В лесу» (1880-е; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Обрыв» (1893; из той же коллекции) — отчётливо демонстрируют любовное отношение автора ко всем проявлениям жизни природы.

До последних дней жизни Шишкин много и плодотворно работал, принимал активное участие в выставках Товарищества. С передвижниками его сближали реалистическая направленность творчества, общие просветительские задачи, но между ними существовало и важное отличие: мастеру не было свойственно критическое отношение к действительности. Шишкин — художник жизнерадостный, его творчество несёт в себе огромный позитивный заряд. «Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров... Что может быть лучше природы», — утверждал он. Сколько полнокровного восприятия жизни в его поздних работах — «На даче» (1894; Музей изобразительных искусств Республики Татарстан), «Полянка» (1897; из той же коллекции). Наполненные светом и воздухом, они передают радостное ощущение, которое возникает при общении с природой.

Историк искусств Адриан Прахов точно подметил: «Шишкин влюблён во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травинки и как любящий сын передаёт в этой дорогой ему стихии лесов всё... до последней мелочи, с умением истинно классическим». Мы приглашаем всех любителей искусства разделить с художником это чувство восторга и полноты бытия на выставке «Русский лес. Шишкин и его современники».