Современники
«Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище. Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью.
Что может быть лучше природы»
Шишкин И.И.
На выставке «Русский лес. Шишкин и его современники» обширно и разнообразно представлено творчество отечественных
пейзажистов второй половины XIX века. Здесь экспонируются как известные, так и редко покидающие музейные запасники
произведения. Они позволяют зрителю отправиться в живописное путешествие по «русскому лесу», проследить эволюцию
пейзажного жанра за полувековой период.
Интерес художников к национальному ландшафту формировался под влиянием масштабных перемен, которые происходили в
обществе в середине — второй половине XIX века. С восторгом первооткрывателей смотрели живописцы на русскую природу,
искали в ней характерные черты, в её изучение вкладывали немало энергии. В этот период, по словам Виктора Васнецова, все
творческие силы «были устремлены к развитию своего, родного искусства». Важнейшая роль в данном процессе принадлежала
Товариществу передвижников — первому демократическому художественному объединению.
Большая часть авторов, представленных на выставке, была связана с Товариществом и следовала его высоким просветительским
идеалам, прежде всего — «служению на благо дорогой родине». Главным источником вдохновения для живописцев становилась
окружающая действительность, а её правдивое отражение являлось важным условием художественного метода.
Поэтическое переживание мотива было свойственно творчеству Павла Джогина. В работе «Вечерний закат на реке» (1879; Музей
изобразительных искусств Республики Татарстан) ему удалось передать чувство умиротворения, неспешного течения жизни.
Несколько идеализированные картины автора современники сравнивали с романтическими полотнами Ивана Айвазовского и Льва
Лагорио. Последний представлен на выставке картиной «В чаще леса» (1871; Третьяковская галерея). Работы этого
талантливого живописца, прославившегося своими морскими пейзажами, произвели на молодого Шишкина большое впечатление.
Стремлением к глубокому постижению жизни природы было отмечено творчество Фёдора Васильева. Его картины отличались
натурной достоверностью и особой проникновенностью образов. В небольшом по размеру этюде «Деревья» (1869–1871;
Радищевский музей) художник сумел передать ощущение яркого солнечного света, что свидетельствовало об освоении им
новейших приёмов пленэрной живописи.
Васильев развивал лирическую линию в отечественной пейзажной школе, но её родоначальником являлся Алексей Саврасов. Его
картина «Лес в инее» (конец 1880-х—1890-е; Третьяковская галерея) была написана в поздний период жизни, но сохранила
черты, присущие работам, созданным в пору творческого расцвета, в 1870-е годы: музыкальность, эмоциональное свето- и
цветовосприятие, страдальческие интонации. Саврасов стал первым русским художником, открывшим красоту родного леса.
Признанным мастером пейзажа-картины стал Михаил Клодт. Его работа «Лесная даль в полдень» (1876; Третьяковская галерея)
привлекает своими большими размерами, почти натуралистической манерой письма. В отличие от Саврасова, который передаёт
изменчивые, сложные состояния природы, созвучные человеческим чувствам, Клодт стремится к объективности в передаче
натуры и создаёт типический образ русской природы — могучей и величественной. В его работе сочетаются грандиозность и
одновременно простота образа.
Ефим Волков — автор картины «Ранний снег» (1883; Третьяковская галерея) — вошёл в историю русского искусства как
художник, открывший красоту северного пейзажа. Он обучался в мастерской Шишкина, следуя рекомендациям учителя, «старался
понять природу, раскрыть характер натуры». Подобно Клодту, Волков тяготел к созданию эпических образов русского леса.
В 1870-е — 1880-е годы художники стремились выразить непосредственное ощущение природы, их интересовали самые, на первый
взгляд, незначительные проявления её жизни. Главной темой в творчестве ученицы и супруги Шишкина — Ольги Лагоды — стали
цветы и травы. Картины художницы, реалистически убедительные, передают богатство и разнообразие растительных форм
(«Девочка в траве», 1880; Третьяковская галерея).
В последующие десятилетия творческие искания живописцев способствовали постепенному обновлению художественного языка.
Знаменитый своими картинами на тему из русской народной поэзии, Виктор Васнецов обогатил пейзажный жанр сказочными
сюжетами. Его этюды — «Опушка елового леса» (1880-е) и «Пейзаж под Абрамцевым» (1881) из коллекции Третьяковской галереи
— имеют небольшие размеры, но, подобно картинам Шишкина, Клодта, представляют поистине величественные образы русского
леса. Художник ставит своей целью передать настроение природы, а не конкретные её черты. Пейзажи Васнецова написаны
широко и свободно и выделяются характерной декоративностью колорита.
Смелые контрастные цветовые сочетания, акцентированно-эмоциональное переживание мотива было свойственно творчеству
Архипа Куинджи. Он являлся родоначальником «романтизирующего» пейзажа, основанного на «реалистическом восприятии мира,
но преображённого творческой индивидуальностью мастера». Работа «В Крыму» (1900–1905; Радищевский музей) — не точный
портрет природы, каким его понимали художники-передвижники в 1860–1870-е годы, а обобщённый романтический образ леса,
грозовой ночи. Творческие искания Куинджи во многом предвосхитили достижения художников начала XX столетия.
Пейзажный жанр в русском искусстве во второй половине XIX века развивался стремительно и в этот период представлял собой
значительное художественное явление. Первые попытки живописцев разглядеть в русской природе самобытную красоту довольно
быстро привели к большим творческим открытиям. Образы, созданные лучшими пейзажистами, выражали духовные волнения эпохи.
Художники учили современников понимать и любить родную природу. Этому же должны научиться потомки...