Князь Н. Б. Юсупов – знаменитый коллекционер, основоположник одного из
богатейших собраний в дореволюционной России, был большим поклонником
«великолепной Анжелики», как называли
А. Кауфман современники. Он заказал картину художнице в Риме в 1785 году. Композиция пришлась по вкусу и другим именитым ценителям искусства – в 1790 году в
Париже для Марии Терезии, эрцгерцогини
Австрийской, по ней была выполнена гравюра. После национализации коллекции
Юсуповых зарубежные исследователи многие десятилетия картину считали пропавшей, о том, что она когда-то существовала,
знали только благодаря этой гравюре. На
основе сведений, предоставленных Радищевским музеем, в 1998 году «Амур» опубликован в каталоге Всемирной выставки
Кауфман.
Произведения Анжелики Кауфман – пример интернационального стиля XVIII
столетия. Тип Амура в виде пухленького, кокетливого мальчика с копной золотистых локонов, призывающего зрителя в молчаливые соглядатаи, создали
итальянские мастера XVII века. Но ближе всего картине А. Кауфман скульптура француза Э. М. Фальконе «Грозящий
Амур» (1757), многократно повторенная в
отливках. Поза амурчика, словно на мгновение присевшего на камень, его жест и
озорное выражение лица, а также компактность, подчеркнуто скульптурная «собранность» композиции говорят о знакомстве
А. Кауфман со скульптурой Э. М. Фальконе.