Анжелика Кауфман / Angelika Kauffmann 1741–1807
Амур. 1785
Холст, масло. 90х69 Поступила в 1933 году из Государственного музея изящных искусств (Москва).
Ранее – собрание князя Н. Б. Юсупова-старшего
Князь Н. Б. Юсупов – знаменитый коллекционер, основоположник одного из богатейших собраний в дореволюционной России, был большим поклонником «великолепной Анжелики», как называли А. Кауфман современники. Он заказал картину художнице в Риме в 1785 году. Композиция пришлась по вкусу и другим именитым ценителям искусства – в 1790 году в Париже для Марии Терезии, эрцгерцогини Австрийской, по ней была выполнена гравюра. После национализации коллекции Юсуповых зарубежные исследователи многие десятилетия картину считали пропавшей, о том, что она когда-то существовала, знали только благодаря этой гравюре. На основе сведений, предоставленных Радищевским музеем, в 1998 году «Амур» опубликован в каталоге Всемирной выставки Кауфман.
Произведения Анжелики Кауфман – пример интернационального стиля XVIII столетия. Тип Амура в виде пухленького, кокетливого мальчика с копной золотистых локонов, призывающего зрителя в молчаливые соглядатаи, создали итальянские мастера XVII века. Но ближе всего картине А. Кауфман скульптура француза Э. М. Фальконе «Грозящий Амур» (1757), многократно повторенная в отливках. Поза амурчика, словно на мгновение присевшего на камень, его жест и озорное выражение лица, а также компактность, подчеркнуто скульптурная «собранность» композиции говорят о знакомстве А. Кауфман со скульптурой Э. М. Фальконе.