Неизвестный художник I четверти XIX века
Портрет неизвестной с корзинкой цветов
Кость, акварель, гуашь. d-6,2
Приобретена в 1985 году у Б.-Л. А. Гариной (Алушта)
Миниатюрный портрет был написан в период наибольшего увлечения в дворянской среде «языком цветов». По цвету и облику цветов читались признание в любви, сердечные переживания или упрёки в излишней холодности. Вид и облик цветов, их сочетание между собой или оттенок каждого из них позволял составлять целые монологи и пространные объяснения.
Молодая женщина, изображённая на нашей миниатюре, указательным пальцем правой руки показывает на корзинку с цветами: двумя розами, розовой и красной, и тремя цветами с белыми (или бледно-голубыми) лепестками, похожими на барвинок. Настойчивость указывающего жеста говорит о том, что корзинка с цветами – не случайный фрагмент, а несёт дополнительную смысловую нагрузку.
Тёмно-розовая роза была символом молодой женщины, находящейся в расцвете своей красоты, роза красного цвета – глубокой и страстной любви. Можно с большой долей уверенности предположить, что перед нами портрет молодой замужней женщины – все авторы руководств по цветочному этикету единодушно называют красную розу (как, впрочем, вообще любой цветок красного цвета) совершенно недопустимой в букете, причёске или одежде молодой незамужней девушки.
Две розы, вероятнее всего, символизируют супружескую пару, соединение двух любящих сердец. То, что цветы изображены не рядом, а разделены массивной плетёной ручкой корзинки, возможно, намекает на разлуку.
Барвинок означал преданность, верность, неизменную и вечную любовь. Он считался любимым цветком знаменитого философа Ж.-Ж. Руссо и потому пользовался особой популярностью.
Начало XIX века – время, когда Европа почти непрерывно воюет. Мужчины, военные и дипломаты, подолгу отсутствуют дома. Миниатюрный портрет, подобный нашему, позволял не только быть, по точному определению Н.Н. Врангеля, «всегда и везде со своими близкими». Он служил визуальным признанием в любви, клятвой верности.