Корнелиус Кик / Cornelis Kick 1634–1681
Букет цветов
Холст, масло. 33х25,5
Подделка конца XVIII – начала XIX века
Справа внизу полустертые неразборчивые подпись и дата.
Поступила в 1916 году по завещанию саратовского губернатора М. Н. Галкина-Враского
Фальсификатор, написавший в XVIII – начале XIX века этот натюрморт с букетом цветов, берет за образец работы голландского мастера Корнелиуса Кика. Он использует характерный для этого художника тип аллегорического натюрморта, в основе которого идея бренности земной жизни (сорванные цветы – знак быстротечности существования, яйцо – символ Воскресения), повторяет, в общих чертах, его композиционные приемы.
Важным аргументом, убеждавшим покупателей на антикварном рынке, что перед ними работа известного голландского живописца «золотого века» – стертая, якобы от времени, дата и с трудом читаемая подпись. Последний из владельцев картины – саратовский губернатор М. Н. Галкин Враской, завещавший Радищевскому музею свою художественную коллекцию, также считал ее работой К. Кика.
Однако качество исполнения нашей картины не соответствует уровню живописи этого мастера. Технические приемы фальсификатора довольно однообразны, форма предметов обобщена, интенсивность их цвета не соответствует принятому у голландцев тональному освещению. Также заметны некоторые объемные и перспективные нарушения. О том, что натюрморт не может быть работой художника XVII века, говорит и синяя фабричная краска более позднего времени, называемая берлинской лазурью.
В живописи нового XVIII, а затем и XIX столетия ценится декоративность, и этот красочный, радующий взор натюрморт вполне соответствовал вкусу ее любителей.