Поднос. Конец XVIII – первая половина XIX века
Франция, Севр. Королевская фарфоровая мануфактура (белье)
Автор модели: Пари Ж.-Ф.
Англия (?) Неизвестная мастерская (роспись)
Атрибуция Я. Э. Виленского (ГЭ)
Фарфор, рельеф, роспись надглазурная,
позолота двуцветная, цировка. 46,8х36,6
Поступил в 1918–1920 годах, источник не установлен
Подносы подобной формы входили в сервизы для завтрака (dé jeuner). Такие сервизы на Севрском заводе начали производить с 1753 года. В их состав входили поднос, сливочник, чайник, сахарница и одна или две чашки с блюдцами.
XVIII век – это эпоха Просвещения, время расширения географических горизонтов. Далекий и таинственный Китай и тонкий белейший фарфор владели воображением европейцев еще с XIII века, с тех пор, как венецианец Марко Поло совершил путешествие на Восток и привез фарфоровые предметы. Восточные мотивы стали присутствовать во многих сферах европейской жизни. В последней четверти XVIII века увлечение экзотикой Востока, в частности Китаем и Японией, привело к тому, что европейские мастера стали производить вещи в «китайском стиле» («шинуазри»).
Несмотря на то, что на обороте подноса стоит марка Севра, – перед нами талантливая фальсификация. Именно такая марка, с двумя обозначениями года, не встречалась на настоящих севрских вещах. К тому же, неизвестен источник росписи, китайская оригинальная гравюра, ведь именно из них художники черпали вдохновение, брали сценки из жизни незнакомого народа, насыщали специфическими мелочами, которых на этом предмете просто нет.
На оригинальном предмете без декора (белье) Севрского завода роспись была исполнена в другой мастерской, скорее всего, находящейся в Англии, где и была поставлена марка. Произведения Севра – это предметы роскоши, ими хотели обладать многие, поэтому и подделывались они очень часто и искусно.