Неизвестный художник конца XIX – начала ХХ века
Женская головка в белом чепце
Картон, акварель (гуашь ?). 4,5х3,7
Приобретена в 1961 году у З.Н. Юстицкой (Саратов)
При поступлении была записана как работа французского художника XVIII века. На первый взгляд изображение, в буквальном смысле очень миниатюрное, соответствует тому времени.
В конце XVII – начале XVIII века сначала во Франции и Италии, а затем в других странах появился особый жанр, который быстро приобрел большую популярность – «харáктерные головки» (фр. – tête d'expression; итал. – la testa di carattere). Их нельзя назвать портретами в привычном понимании. Нередко художник сам «придумывал» образ. От него не требовали идеальной красоты, классической правильности черт. Скорее даже наоборот. В «головках» молодых юношей и девушек главными были «пикантная миловидность» и «притягательное очарование юности». В изображениях пожилых людей – выразительная мимика и эмоционально-напряженный взгляд.
Пышно взбитые волосы модели на нашей миниатюре прикрывает чепец, украшенный синей лентой. Из-под его белоснежных накрахмаленных оборок на плечи опускаются два змеевидных локона. Полуприкрытые глаза девушки, ее пухлые губы, наклон головы могли бы создать образ капризной и избалованной красавицы. Но из-за грубости и небрежности исполнения, совершенно невозможных для XVIII столетия, все тонкие нюансы упущены.
Важную роль в создании у покупателя впечатления того, что в руках он держит старинную вещь, играло ее внешнее оформление. Именно рамка эпохи рококо, украшенная гирляндами из лент и цветов, очевидно, стала одним из основных аргументов для датировки «Женской головки» XVIII веком.
Подобные «миниатюрные портреты» были рассчитаны на вкусы коллекционеров с «претензиями» на следование «моде на старину».
Собирание коллекции – занятие, безусловно, увлекательное. Однако оно требует времени, денег и, что не менее важно, знания, интуиции, опыта. От ошибок не застрахованы не только новички, но и маститые коллекционеры с репутацией опытных знатоков. Георгий Иванов вспоминает об одном из своих знакомых – «эстете, ценителе, члене разных "обществ для изучения" и т. п.», который «убегая из Советской России, вывез – святая святых своего собрания – тридцать редчайших кусочков "кости с живописью". Все они оказались "работы 1913 года"!».