Итальянский мастер XVIII века
Ангельский концерт
Мрамор
Переданы в 1885 году в дар из Императорского Эрмитажа, ранее – коллекция графа Иоганна Филиппа Кобенцля (1741–1810)
Барельефы были исполнены в середине XVIII века по заказу австрийского министра графа Иоганна Филиппа Кобенцля, страстного поклонника искусства фламандских мастеров XVII века. Они являются вольной копией большого, 80 х 120 см, барельефа «Ангельский концерт», созданного в 1640 – 1642 годах Франсуа Дюкенуа (François Duquesnoy; 1594 – 1643) для церкви Санти Апостоли в Неаполе. Этот скульптор прославился, прежде всего, как автор детских фигур. Его типаж толстощекого упитанного малыша стал своего рода «каноном» для всех художников вплоть до середины XIX века. Знаменитый соотечественник Дюкенуа, фламандский художник Питер Пауль Рубенс называл его произведения не иначе как «чудесными творениями».
Однако ко времени заказа нашей пары барельефов художественные вкусы сильно изменились. Монументальность и пышную грандиозность барокко сменило изящество и утонченность рококо. Оригинальная работа уже казалась чрезмерно массивной. Мастер (его имя граф Кобенцль не счел нужным запомнить), преобразовал одну большую композицию в две камерные. Одну из них составила центральная часть барельефа Дюкенуа, вторую – сдвинутые друг к другу боковые группы. При этом скульптор проявил себя не простым ремесленником, а настоящим художником. Сумев сохранить идею первоначального замысла, он создал два самостоятельных, интересных произведения.