Хендрик Пот / Hendrik Pot. 1580 - 1657
Скупой
Холст, масло. 36 х 31,5
Копия XVIII века
Эта картина оказалась для исследователей настоящей загадкой. Вызывали вопросы и имя автора композиции, и её датировка, и сюжет. Одинаковой монограммой (НР – две буквы соединены) в XVII веке подписывались Хендрик Пот и Паулин Хорациус (Paulyn Horatius), в XVIII веке – Хендрик Потховен (Hendrick Pothoven). В разное время в музее возникали версии об авторстве этих трёх мастеров.
Картина сначала считалась работой Х. Паулина (на подрамнике надпись «Hor-Paullyi Handas»), затем приписывалась жанристу и портретисту XVIII века Хендрику Потховену. Практика, когда художник делает имитации в стиле мастера более раннего времени и ставит свою подпись, похожую на подпись этого мастера, вводя, таким образом, в заблуждение современников и потомков, была довольно распространенной. Однако в данном случае неизвестный копиист просто скопировал подпись автора оригинала.
Художник XVIII века повторяет все элементы композиции Хендрика Пота, сохраняет её размер. Однако он работает в более жесткой, графичной манере, строит колорит на контрастах, тогда как оригинальная картина выполнена в мягкой, тональной гамме. Явно, что копиист был хорошо знаком с творчеством Рембрандта ван Рейна – у него заимствован прием подсветки фигуры сзади, создающей эффект контражура.
Следующая загадка картины Хендрика Пота – сюжет композиции. Среди названий, под которыми известны копии с неё в разных собраниях – «Меняла», «Банкир», «Человек, считающий деньги». Однако одеяние персонажа, печать, символизирующая запечатанные сокровища, атрибуты богатства говорят о том, что это – аллегорическая фигура, олицетворяющая скупость. Именно такое называется сейчас оригинал, хранящийся в собрании Уффици – «Скупой».