Западноевропейский мастер второй половины XIX века
Моисей
Бронза. Высота 63
Передана в 1928 году из Ленинградского Государственного музейного фонда
Согласно Библии, Моисей (др.-евр. Mo’she – “Извлеченный из воды”) – пророк и законодатель еврейских племен, который вывел израильтян из египетского плена в Палестину, «землю обетованную», и дал им законы (XIII в. до н.э.), автор первых пяти книг Библии.
Бронзовая скульптура «Моисей» из собрания Радищевского музея является уменьшенной отливкой с одной из самых знаменитых статуй в истории мирового искусства.
Великий итальянский скульптор Микеланджело исполнил колоссальную (высота 235) мраморную статую Ветхозаветного пророка в начале XVI века. Она должна была стать композиционным центром большого многофигурного надгробия папы Юлия II (ок. 1515-1516, Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи).
Микеланджело воспринимал Моисея как некий прообраз этого понтифика. Он верил, что как когда-то Моисей освободил свой народ из египетского плена, так и папа Юлий II освободит Италию от иноземных захватчиков.
«Моисей» Микеланджело – титаническая личность, наделённая могучим темпераментом и столь же могучей волей. В этой работе Микеланджело впервые вводит в скульптуру временной аспект: при обходе статуи создаётся впечатление постепенно нарастающего движения фигуры, соответствующего росту напряжения образа.
Голова Моисея, сидящего на стуле, слегка повернута влево, брови сурово сдвинуты, – в нем словно закипает возмущение при виде поклонения золотому тельцу. Правой рукой он прижимает скрижали Закона – две каменные таблицы, на которых высечены десять заповедей. Все мышцы его тела напряжены, а резкое движение правой ноги подчеркнуто переброшенной через нее драпировкой.
Микеланджело изобразил Моисея рогатым. Традиция подобного изображения этого пророка сложилась на рубеже Средневековья и Возрождения. Она связана с официально признаным текстом Библии, переведённом с древнееврейского на латинский язык в IV веке известным богословом и церковным писателем – Святым Иеронимом. На иврите звучат одинаково слова «рогатый» и «сияющий». В переводе Святого Иеронима, получившего название Biblia Vulgata («Общепринятая Библия») в тексте о получении пророком скрижалей Завета написано, что лицо «Моисея стало рогатым, оттого, что Бог говорил с ним». Другого текста Библии Микеланжело не мог знать, и соответственно статуя Моисея, изваянная скульптором, изображает патриарха рогатым.
Наша бронзовая отливка была исполнена в середине XIX века.
С этого времени бронзовая скульптура стала считаться непременным атрибутом респектабельного дома, свидетельством хорошего вкуса его хозяев.
Тогда же впервыевстал вопрос о том, что применительно к скульптурному произведению считать оригиналом, а что копией. Снимая форму со скульптурного произведения, которое в отличие от плоской картины представляет собой объемную вещь, мы в любом случае сохраняем следы прикосновения рук автора. Поэтому в скульптуре понятие «копия» заменяют на выражение «отлив по модели...».
Фамилия «Boyer», указанная на постаменте справа, принадлежит мастеру, исполнившему данную отливку. Его клеймо можно часто встретить на художественных произведениях из бронзы XIX века. Однако информации о литейщике крайне мало. С уверенностью можно говорить только о том, что он сотрудничал к качестве формовщика с известным скульптором-анималистом Антуаном-Луи Бари (Antoine-Louis Barye; 1795–1875).