Питер ван Норт / Pieter van Noort. 1602 – 1672
За шитьем
Дерево (дуб), масло. 29 х 38
Внизу в центре черной кистью подпись: Р. v. Noort.
Картина «За шитьем» – яркий пример голландской живописи «золотого века», выполненной на деревянной основе. Питер ван Норт (1602 – 1672), известный мастер интерьерного жанра. На восприятие живописи влияют все элементы ее послойной структуры. Посмотрим, как это происходит.
Первым и самым главным элементом картины является особым образом подготовленная дубовая доска. Художник покупал доску нужного размера в специальных лицензированных мастерских.
На рентгенограмме видно, что качество доски высокое, соответствует голландским параметрам.
Все материалы – природные, красочные пигменты – растерты вручную, их частички довольно крупные, поэтому масляные краски, в состав которых они входят, обладают способностью пропускать свет. Луч света, падающий на картину, проходит через несколько тонких, лессировочных (просвечивающих) красочных слоев, как от зеркала, отражается от гладкой доски и, обогащенный цветными оттенками, «возвращается» на поверхность. Этот отраженный свет и создает в итоге мягкий, тающий, богатый оттенками тональный колорит картины. Теплота колорита усиливается имприматурой – тончайшим слоем золотистого лака, нанесенного поверх белого грунта. Форма предметов создается в так называемом основном красочном слое – подмалевке, затем, в верхних слоях дописываются детали. Подпись сделана краской, встречающейся в палитре картины.