Давид Тенирс Младший / David Teniers II. 1610 - 1690
Мастерская, конец XVII века
Сельский праздник
Холст, масло. 89 х 176
Исследователи считают, что Давид Тенирс Младший был даже популярней, чем Питер Пауль Рубенс. Это вполне понятно, так как его стиль больше соответствовал вкусам и средствам среднего сословия. Однако многие представители знати также были поклонниками Тенирса. Среди них – граф А. Д. Несссельроде, в саратовском собрании которого находилась эта картина. В музей она была передана в 1920 году из Саратовского Губернского продовольственного комитета.
Сельские праздники – одна из самых любимых тем в Нидерландском искусстве XVI - XVII веков. Истоки народных гуляний, посвященных сбору урожая, заключались в языческом поклонении животворящим силам природы. Поэтому главный лейтмотив этих сцен – греховная чувственность, неумеренность во всех ее проявлениях: пьянство, обжорство, разврат. Повсюду можно видеть парочки, предающиеся любовным утехам. Драка – непременная составляющая часть праздника – символизирует карнавальное побоище времен года. Большое внимание уделено изображению крестьянского танца – «пляске жизни», связанной с вечным круговоротом жизни природы. Молодая женщина, кормящая грудью ребенка, олицетворяет мать-природу. Фламандские художники в сценах народных гуляний часто изображают персонажей, занимающихся отправлением своих естественных потребностей. Справа мы видим присевшего в очень выразительной позе крестьянина, который, совершенно не стесняясь, ухмыляется прямо в лицо зрителю.
Чувственным утехам простолюдинов противопоставляются изысканные развлечения знати. На заднем плане справа – сцена соколиной охоты, а впереди, в самом центре картины, за праздником наблюдает семья благородных господ. Мотив противопоставления двух сословий, берущее свое начало в средневековом искусстве, здесь приобретает личное звучание – Тенирс так и не получил звания дворянина, хотя всю жизнь стремился к этому.